История

Сажин И.И._

Академия  Армия  Губерния  Индустриальное общество  Коммунизм  Крестьяне  Род  Уезд  Крупская Н.К.  Савин В.А.  3 ЯН 1904  1925  1927  1928  1962

Мир

Мир (писалось "мiр", в отличие от "мир" - не война) - 1. Крестьянская община, сходка общинников в России в ХIII-н.ХХ вв. ("Что мiр порядил, то Бог рассудил"). Община препятствовала развитию предпринимательства в деревне. 11 МР 1903 вышел манифест о предоставлении крестьянам права аренды участков за пределами общинных земель. Мирские повинности, как и земские, подразделялись на денежные и натуральные (отработочные). Киселёв П.Д. отмечал, что "частные земские повинности и мирские расходы по своему свойству составляют сбор одинаковый". Отличия, и очень существенные, были в др. Мирские сборы в государственной деревне определялись сельскими обществами и утверждались местными казёнными палатами (палатами государственных имуществ).

Портрет Павла Киселёва. Франц Крюгер. 1851

Портрет Павла Киселёва. Франц Крюгер. 1851

Собранные деньги хранились в волостных правлениях, тогда как земские сборы - в казначействе. Статьи расходов мирских сборов попытались унифицировать законом от 28 НЯ 1833. Мирские сборы были разделены на обязательные ("для определённых законом потребностей") и добровольные ("от собственного произвола крестьян"). Обязательные сборы предназначались на содержание сельских запасных хлебных магазинов и пожарного инструмента, ремонт местных просёлочных дорог, мостов и перевозов на них, выплату жалованья сельским "выборным", отыскание беглых, подлежащих рекрутскому набору, квартиры для становых приставов и т.п. Добровольные мирские денежные сборы расходовались на строительство и ремонт церквей, школ и др.общественных зданий, наём сторожей при церквях, волостных правлениях и т.п. Мирские денежные сборы не были постоянными по всем статьям расходов, которые вводились или отменялись в силу потребности.

Крестьяне

Крестьяне

Они отличались не только по губерниям страны или по уездам в границах губерний, но и по волостям и отдельным сельским обществам. Ведь часть расходов диктовалась интересами уезда, др. часть - потребностями волости, и так вплоть до отдельных деревень. На сумму мирских сборов влияло и то, какой объём повинностей выполнялся за счёт собственно денег, а какой - за счёт отработки. В 1840-х в Усть-Сысольском уезде Остаповской волости Боровского общества мирские сборы составляли 1,74 руб. с души, в Вотчинском - 1,03 руб., а в остальных сельских обществах - 0,93 руб. В 1842 по отдельным селениям Мезенского уезда Архангелъской губернии эти сборы колебались в пределах 0,12-0,93 руб. с души (в среднем по уезду 0,77 руб.), в 1859 - 0,20-1,17 руб. с души (в среднем 0,84 руб.), в 1961 - 0,07-1,43 руб. (в среднем 0,90 руб.). Нередко мирские сборы не только приближались к земским, но и превосходили их. В 1827 в Мезенском уезде земские сборы составляли 7735,87 руб. (0,8 руб.) и мирские - 7158,27 руб. (0,74 руб.), в 1828 - соответственно 3696,50 руб. (0,38 руб.) и 4981,75 руб. (0,52 руб.), в 1829 - 3185,0 руб. (0,33 руб.) и 4425,81 руб. (0,46 руб.), в 1830 - соответственно 10455,62 руб. (1,09 руб.) и 8748,65 руб. (0,91 руб.).

Ручная мельница - необходимое приспособление в каждом крестьянском хозяйстве

Ручная мельница - необходимое приспособление в каждом крестьянском хозяйстве

Тяжесть мирских денежных сборов заключалась не столько в самом их существовании, сколько в неопределённости размеров. Последние возрастали, во многом, по причинам расхищения денег волостными и сельскими начальниками. Министр государственных имуществ в 1838 признавал, что в казённой деревне "волостные правления деньги растрачивают", а "на крестьян падали новые взносы". Замечания министра относились уже к тому времени, когда по указу 1833 введены были шнуровые книги, в которых "накрепко" следовало фиксировать все сборы с государственных крестьян, а правильность и своевременность заполнения книг ежегодно проверялись казёнными палатами. В соответствии с "Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" (ст.179) в обязанности крестьянского общества входили следующие мирские повинности: "1) содержание общественного управления; 2) расходы по оспопрививанию и принятие мер, предписываемых Уставом врачебным в случае появления заразительных болезней и скотских падежей;

Чаепитие. Рябушкин А.П.

Чаепитие. Рябушкин А.П.

3) устройство и поддержание сельских запасных магазинов на основании законов; 4) содержание в исправности просёлочных дорог, меж и межевых знаков, проточных вод и канав на землях, принадлежащих в собственность мирским обществам или состоящих в их постоянном пользовании; 5) содержание караулов в деревнях; 6) призрение престарелых, дряхлых и увечных членов общества, не могущих трудом приобретать пропитание, у которых нет родственников или же у которых родственники не в состоянии содержать их; призрение круглых сирот и 7) принятие мер в случае пожаров (в том числе и лесных), наводнений, а также для истребления саранчи, хищных зверей, сусликов или овражков и при других тому подобных общественных бедствиях".

Места проживания сельского населения. XV-XVI вв.

Места проживания сельского населения. XV-XVI вв.

Семейство, п.Кусье-Александровский, Пермская губерния. 1914

Семейство, п.Кусье-Александровский, Пермская губерния. 1914

2. Образ мира, как части космогонических верований восточных славян:
Мировое дерево - образ Вселенной, воплощение общей картины мира; древо жизни; мировая ось с горизонтально-вертикальными и пространственно-временными координатами. Связывает все зоны космоса. Включает три части: ветви, ствол, корни. Сопоставимо с человеком. Моделирует три царства: небо, землю, преисподнюю. Помещается в центре мира. Обитель святых.
Алатырь - главный камень, расположенный в центре мира (посреди океана) с мировым деревом, святителями, началом целебных рек и т.д. 
Вырей - божественное место, рай, имеющий либо небесное, либо земное происхождение ("за морем"). Проникновение связано с преодолением водной преграды. В соответствии с верованиями, вырей располагался на юге.

Даждьбог. Корольков В.

Даждьбог. Корольков В.

Восток - в системе славянских представлений - жилище Бога; к востоку обращались алтари храмов, красные углы изб, иконы, наделы старших сыновей и др.
Запад - прибежище Сатаны, путь к аду; место нечистот, бедствий, смертности, разврата (на запад выбрасывали мусор, битую посуду и др.).
Солнце - светило, представлявшееся разумным, совершенным существом; проявление божественной сущности. Часто виделось лицом, словом, иногда - глазом верховного божества, окном, через которое оно смотрит на землю. Выпущено Сварогом для наблюдения за землёй и людьми. Опускается на ночь под землю или в море. Предопределяет порядок движения ("по солнцу", т.е. слева направо). В фольклоре персонифицировалось в женском и мужском образах. Затмение объяснялось пожиранием светила чёртом, волком, мифическим существом. Представлено в многообразных солярных знаках. При восходе солнца было принято снимать шапку.

Перун. Корольков В.

Перун. Корольков В.

Дочь (сестра) Солнца - Денница, возлюбленная Месяца. При этом существовали две формы солнечности: "белый свет" и культ самого светила.
Луна (Месяц) - светило, связанное с загробным миром, посещающее "тот свет" ("светило мертвых"). По мнению славян, опасна и вредна своим светом, который выводит из воды души утопленников, привлекает русалок, негативно влияет на новорождённых и младенцев. Объект многочисленных культов и ритуальных форм. 
Денница - образ полуденной зари. Возлюбленная Месяца, к которому её ревнует Солнце.
Вечерняя заря, Утренняя заря - сестры Дажьбога, которые поочерёдно выводят и заводят его лошадей.
Большая Медведица - созвездие, понимаемое как небесный чертог. 
Волосыни - созвездие Плеяд. Связаны с идеями превращения женщин в звезды или созвездия. Сияние предвещало хорошую охоту на медведя. 

Сны капища. Корольков В.

Сны капища. Корольков В.

Яйцо - прообраз космоса, его частей: скорлупа - небо, плёнка - воздух, белок - вода, желток - земля. К космическим персонажам относились также: Ховала (бог, по утрам и вечерам раскаляющий небеса), Зимцерла (богиня рассвета), Зибог (бог, создающий рельеф земли), Полуночка, Полуденица, Морозко, Снегурочка, Снеговик и др.

Аренда  Беглые грамоты  Бог  Волость  Вотча (Волся)  Денга  Деньги  Душа  Государственные крестьяне  Государство  Губерния  Закон  Земства  Изба  Икона  Имущественное неравенство  Казённая палата  Космос  Крестьяне  Интерес социальный  Манифест  Министерство  Миф  Мифология восточных славян  Надел  Натуральное хозяйство  Общество  Община  Отработки  Отношения социальные  Персонализм  "Положения" 19 ФВ 1861  Потребность  Предпринимательство  Рациональность  Рекрутская повинность  Род  Россия  Рубль  Собственность  Славяне  Сход  Труд  Уезд  Устав  Царь  Церковь  Человек  Чиновник  Васнецов В.М.  Киселёв П.Д.  28 НЯ 1833  1833  11 МР 1903

SM