Гагарин Ю.А._

Академия  ВС  Владимир-на-Клязьме  Война  Коллективизация  Колхоз  Коммунизм  Комсомол  Космос  Медали  Народность  Общество  Орден  Памятник  Партия  Полк  Почётный гражданин  Президент  Ремесло  Республика  Российский флот  Россия  Советы  Социализм  Федерация  Частная собственность  Ворошилов К.Е.  Жуковский Н.Е.  Ульянов В.И.  2 ФВ 1904  9 МР 1934  15 ДК 1938  1941  1951  1955  1957  11 ЯН 1960  1960  12 АП 1961  1961  1961  1966  27 МР 1968  1968  30 НЯ 1968

Мировоззрение - в наиболее общем определении представляет собой целостную систему взглядов человека на мир в целом и взаимосвязь его отдельных компонентов; процесс рационального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы. Мировоззрение является продуктом и результатом духовной деятельности человека. Мировоззрение представляют собой аксиологическое пространство, в котором реализуется ценностная ориентация, необходимая для всех форм человеческой деятельности, формируются духовные потребности, осуществляется интеграция индивидов и социальных групп в единое целое, в историческую общность: класс, нацию, народ, человечество. В более узком значении мировоззрение понимается как относительно автономная система представлений, характерных для определённой области общественной жизни:

философское, мифологическое, научное, религиозное, эстетическое, политическое, обыденное мировоззрение. Близким по значению понятием к мировоззрению является понятие "картина мира". Содержание и структура мировоззрения определяются характером и уровнем развития человеческой практики. В формах мировоззрения человек осознает и переживает своё единство с миром и свою отделённость от него. Мировоззрение представляет собой социокультурный, собственно человеческий способ утверждения в бытии через бесконечное многообразие взаимодействий человека с миром.

Наиболее значимыми для формирования мировоззрения являются теоретическое и духовно-практическое отношение к миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусство, мораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания. Истина становится, т.о., мерой и оценкой развитости теоретического и практического освоения мира человеком, поскольку практика является основой, целью и критерием истинности знания. В духовно-практическом отношении человек рассматривает мир и его отдельные компоненты в перспективе добра и зла, красоты. Добро и зло, красота становятся мерами нравственного, религиозного, эстетического отношения к миру. В силу этого истина, добро, зло и красота являются высшими ценностями культуры и философскими категориями, посредством которых строится и осмысливается мировоззренческая картина мира. Мировоззрение любого общества представлено совокупностью профессионально разработанных идеологами (интеллигенцией) форм общественного сознания и стихийно сложившимися в обществе обыденными, жизненно-практическими нормами, ценностями, обычаями и традициями. Т.о., в мировоззрении выделяются два уровня: теоретический, рационализированный, систематизированный и обыденный, нежёстко структурированный, подвижный и открытый, и одновременно устойчивый и консервативный, эмоционально нагруженный.

Мировоззрением обладает каждый человек, через систему мировоззренческих форм и принципов реально осуществляется процесс социализации индивида. Присваивая определённые ценностные установки, индивид осознаёт себя человеком данного общества, данной эпохи. Нормы и принципы мировоззрения являются также важнейшими способами взаимосвязи индивидов, посредством которых осознаются и переживаются сходство и различие классовых, сословных, групповых интересов. В классовом обществе в зависимости от совпадения (или, напротив, противоположности) кассовых интересов с прогрессивной тенденцией исторического развития мировоззрение приобретает прогрессивную или реакционную направленность. Кр.того, мировоззрение, направленное на сохранение существующего положения, квалифицируется как консервативное, ценностные установки, признающие приоритетную значимость нового, обосновывающие необходимость преобразования наличного бытия, представляют революционное мировоззрение, в силу чего его идеи и принципы становятся личностной мотивацией революционной деятельности. По содержанию мировоззрение м.б. последовательно научным, основанным на достижениях передовой науки и философии, ориентированным на науку, или ненаучным, с преобладанием религиозно-мистических компонентов. Поскольку авторитет науки, разума в современном обществе достаточно велик, для современного мировоззрения характерны попытки своеобразного "онаучивания" традиционных ненаучных и антинаучных феноменов.

Мировоззрение представляет собой исторически развивающийся процесс. Каждая историческая эпоха вырабатывала свои представления о мире и о назначении человека в мире. Мировоззрение доклассового, родового общества представлено мифом, синкретической формой общественного сознания, в которой не разделялись природные и общественные характеристики в образе человека и мира, рационально-практические и эмоциональные моменты, коллективное и индивидуальное начала. Синкретизм мифа обусловлен невыделенностью общества из природы и индивида из общества. С общественным разделением труда, с появлением классов и государства миф перестает быть духовно-практической связью классово разделённого общества. Родовые ценности становятся тормозом общественного развития, целостная мифологическая картина мира разрушается, и возникает мировоззрение классового общества с новыми ценностными ориентациями. Так, в античкой Греции мировоззрение, объединяющее реально разделённых людей, строится на принципе космоцентризма, утверждающего гармоническую связь автономных частей единого целого. "Разработчиками" нового мировоззрения стали философы, профессиональной сферой которых стал поиск единого основания многообразно разделённого целого. Кризис античного мировоззрения стимулирует появление новых мировоззренческих ценностей, установок и мотивов поведения. Христианская религия становится своеобразным способом разрушения античного мировоззрения и принципом построения новой, теоцентрической картины мира. Бог предстает в качестве универсального абсолютного принципа организации общественного и индивидуального бытия, меры и оценки всех действий и намерений человека в традиционном обществе. Спасение, осознанное и пережитое как смысл и назначение человеческой жизни, существенно связывает активность и ограничивает самостоятельность человека. Дальнейшее разделение труда, становление капиталистического общества, индустриального производства разрушают устои и принципы организации доиндустриального общества и его мировоззрения. Ценностные ориентации эпохи Возрождения направлены на утверждение и легитимацию активно действующего индивида, без чего невозможна никакая предпринимательская деятельность. Капиталистическое индустриальное производство стимулирует развитие науки, наука становится важнейшим формирующим мировоззрения фактором. "Знание - сила" - лозунг, провозглашённый Бэконом Ф., задаёт главные ценности и ориентации новой эпохи. Кризис капитализма и его ценностных установок приводит к мировоззренческому нигилизму, отказу от поиска и утверждения универсальных принципов, к децентрализации и плюрализму. Современная картина мира отражает положение человека в мире массовой культуры, мире массового производства, управленческих технологий, тотального рынка, манипуляций в сфере общественного и индивидуального сознания. Мировоззренческая ситуация потерянности человека, его отчуждённости от природы, общества, др.человека и, в конечном счёте, от самого себя - показатель кризиса базовых общественных структур и призыв к социальным преобразованиям. Выход из кризиса, построение нового общества невозможны без преобразования мировоззрения, поскольку именно мировоззрение задаёт пространство культуры, в котором воспитывается личность, способная к активным социальным действиям. 

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Автономия  Авторитет  Бог  Быт  Государство  Группа социальная  Действие социальное  Деятельность  Добро и Зло  Идеология  Индивидуализм  Индустриализация  Индустриальное общество  Интеграция  Интеллигенция  Интерес социальный  Искусство  Истина  История  Капитал  Капитализм  Классы  Консерватизм  Космос  Кризис  Культура  Личность  Массовая культура  Миф  Мораль  Нация  Нигилизм  Норма социальная  Общество  Общность социальная  Обычай  Организация политическая  Отношения социальные  Плюрализм  Политика  Потребность  Предпринимательство  Прогресс  Производство  Разделение труда международное  Рациональность  Реакция  Революция  Род  Рыночная экономика  Собственность  Современное общество  Сословие  Социализация  Структура социальная  Судьба  Сфера  Тоталитаризм  Традиционное общество  Традиция  Труд  Философия  Христианство  Ценность  Человек  Эпоха  Эстетическое

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  Док.Луначарский А.В. Смена вех интеллигентной общественности. Извлечения

01.gif (814 bytes)
   

SM