Лосев А.Ф. Академия Блага ББК Власть государственная Государственный орган Государство Диалектика Идеализм Исследование социологическое История Казачество Классицизм Концлагерь Космос Материализм Миф Марксизм Монах Московские процессы Московский университет Народность Новое политической мышление Общество Платонизм Род Свобода Ссылка Структура социальная Традиция Труд Университет Философия Церковь Эстетическое Аристотель Горький А.М. Джугашвили И.В. Соловьёв В.С. Ульянов В.И. Флоренский П.А. 22 СН 1893 1915 1922 1927 1929 АП 1930 1930 1932 1944 1978 1979 1983 24 МЙ 1988 1989 МифМиф (греч.mores - обычаи, нравы) - 1. Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. Френсис Бекон 2. Один из способов осознания "вечных" проблем индивидуальной и общественной жизни. В исследовании мифа можно выделить следующие направления: рационалистическое (Бекон Ф., Фонтенель Б., Вольтер, Монтескье Ш.), социокультурное (Вико Дж., Ницше Ф., Потебня А., Дюркгейм Э., Кассирер Э., Малиновский Б., Хайдеггер М., Лосев А.), художественно-эстетическое (Шеллинг Ф., братья Шлегели А. и Ф., Веселовский А., Манн Т., Голосовкер Я. и др.). Первое направление основывается на объяснении неизвестного через известное и использует логический приём аналогии. мифа в данном случае пони мается как результат перенесения на всю природу человеческих черт. С течением времени вопросы соответствия мифа реальности "забываются", и он начинает рассматриваться как аллегория бытия и выражение первооснов духа народа. Рациональное знание постепенно сужает область мифологического мировоззрения; миф трансформируется в науку. Бернар Фонтенель Духовный опыт, не поддающийся "перестройке", объявляется "суеверием", обусловленным состоянием "слепоты" человечества. То, что в мифе является волей богов и героев, в науке становится причинностью. Деление всего духовного опыта человечества на "истинный" и "ложный" или вытесняет миф как заблуждение из культуры, или сводит его к рациональному знанию. Начиная с XVIII-XIX вв. философия, опираясь на достижения этнографии, лингвистики, социологии, социальной психологии, пыталась объяснить миф как функцию культуры, как специфический способ социальной регуляции. Основным принципом такого объяснения стало рассмотрение мифа как необходимой реакции коллективного сознания на социальные потребности в коллективных действиях, на потребности психологического свойства (преодоление страха, неуверенности, смягчение стрессов, потребность в образце для подражания). Миф при таком способе его интерпретации сближался не столько с наукой, но с идеологией, нравственностью, политикой, религией. Вольтер Третий путь постижения мифа - изучение произведений искусства как формы актуального бытия мифологического сознания. Общаясь с произведением искусства, мы словно начинаем жить в мифе, полном загадочных и чудесных событий. Произведение искусства, созданное художником-"мифотворцем", сохраняет особенности древнего мифа, но утрачивает его строгую архитектонику. Жизнь, открывающая в искусстве своё прекрасное, ужасающее, вызывающее смех, далёкое от повседневности лицо, оказывается источником мифа и основным объектом осмысления и переживания. В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственного и рационального, своего рода "мыслеобраз". Мифологическое сознание лишено субъект-объектной структурированности, чёткого противопоставления субъекта и объекта. Для мифа характерна вневременность, архетипическая структура. Шарль Монтескье В мифе нет различия м.естественным и сверхъестественным, характерного для религии. Миф раскрывает себя через символы. Миф есть форма не только мысли, но и жизни. "Жизненность" мифа есть выражение потребности в мировоззренческой целостности человеческого сознания. Важнейшая функция мифа - сохранение традиции в изменяющихся условиях. Устойчивость мифологических конструкций объясняется их способностью наполняться различным содержанием в различные исторические эпохи (миф об Орфее и Эвридике, миф о Сизифе, миф о Лаокооне и др.). Само восприятие мифа предполагает его трансформацию. Поэтому миф реально существует не в качестве "подлинного" первоначального варианта или в качестве выделения смыслового инварианта различных версий, но как сумма равноправных вариантов. Миф - явление не познавательного, но поведенческого плана, поэтому миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Миф - не только выполняет функцию стереотипизации человеческого поведения. Джамбатист Вико Мифологическое мышление пробуждается в человеке в экстремальных ситуациях. Когда рассудок бессилен справиться с абсурдностью ситуации, мифологическое мышление приносит спасительные образы, которые не являются ни истинными, ни ложными, но которые идут "вслед" за жизнью. Жизнь как нерасторжимое единство конечного и бесконечного, дискретности и единства - основа мифа как неуничтожимой формы принятия жизни. По словам Лосева А., только миф может удержать в себе и одновременно преодолеть коренное противоречие жизни - противоречие "вечного созидания" и "вечного пожирания созданного". Прагматическая функция мифа состоит не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы подтверждать; не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу, связывая м. собой смыслы происходящих событий. Миф несёт в себе два основных мотива. Фридрих Ницше Один из них связан с человеческой судьбой, с тем эмоциональным напряжением, которое испытывает человек, предчувствующий неизбежность смерти. Миф придаёт предчувствию яркую ощутимую форму, вписывает человека в контекст мироздания, возвышая его над обыденностью собственного физического существования. Др.мотив - отношение к проблемам социального устройства. К мифу прибегают для обоснования социальных различий, для изменения, восстановления или сохранения прошлого, Социальный миф, как правило, переплетаете с легендами об историческом, культурном прошлом народа. Социальный миф осуществляет себя в устойчивых формах человеческого поведения, связан с обрядами, ритуалами, воплощается в таких предметных формах, как храмы, мавзолеи, эмблемы, одежда. Социальный миф, рождённый противоречиями повседневной жизни и являющийся своеобразной формой их разрешения, - неизбежное явление. Потебня А.А. Социальный миф тесно связан с идеологией. Идеология актуализирует лишь одну сторону мифологического сознания - организующе-нормативную, отсекая творческое начало в мифе. В социальной мифологии, как правило, присутствуют следующие мыслеобразы: признание раскола всего человечества на "гонителей" и "гонимых", на носителей абсолютного зла и абсолютного добра; ощущение надвигающейся катастрофы, рассмотрение человека как деятельного, активного существа, от действий которого зависит конечный исход борьбы м.добром и злом; наличие лидера-спасителя, способного организовать человеческую активность, найти для всех путь спасения - борьбы за правое дело. Однако само мифологическое сознание не вырабатывает конкретных образов общества будущего, так необходимых идеологии. Идеология с этой целью создаёт своеобразный синтез мифа и утопии. Миф с помощью утопии переносит желаемое в будущее; образ катастрофы позволяет освободить "мировоззренческое пространство" для идеологических конструкций. Бронислав Малиновский Миф - составная часть культуры. В её системе миф является основанием непрерывной перспективы, в которой хаотически-многообразный мир повседневных забот, печалей и тревог обретает осмысленность движения к некоей общей цели. Проходя свой жизненный путь, человек руководствуется верой, личным опытом и памятью прошлых поколений, хранящей следы тех времён, когда происходили события, ставшие толчком для возникновения мифа. Абсолют, абсолютное Архетип Бог Действие социальное Дело Деятельность Добро и Зло Идеология Изменения социальные Индивидуализм Истина Искусство Исследование социологическое История Календарная обрядность восточных славян Космос Культура Лидерство Личность Макро- и микросоциология Мировоззрение Общество Обычай Отношения социальные Политика Политическая борьба Потребительского поведения теория Потребность Прагматизм Рациональность Собственность Структура социальная Судьба Традиция Утопия Философия Человек Эпоха Эстетическое Этническая общность Васнецов В.М.
|