История

Ешкилева Ксения. Беовульф

Мифология славянская

Мифология славянская - совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до к.I тыс.). Охватывала всю сферу духовной, а также значительную часть материальной культуры. Человек представлялся частью живого мира, следствием чего стало одушевление природы. Имеет индоевропейские истоки, была сопряжена с античной мифологией. Дифференциация мифологии, обособление локальных вариантов связаны с процессом расселения, выделением западной, южной и восточной ветвей славянского сообщества. Существовала соответственно южнославянская (Балканы), западнославянская (польско-чешско-моравские области), балтийская (междуречье Эльбы и Одера) и восточнославянская (Киев, Новгород) мифология, которая сопоставима с др.индоевропейскими мифологическими системами.

Соколов Иван. Ночь на Ивана-Купалу

Соколов Иван. Ночь на Ивана-Купалу

В широком смысле восточнославянское язычество нередко рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности. В узком смысле его рассматривают только как племенные культы. Источники знаний о восточнославянской мифологии:

письменные памятники Руси (летописи, "слова", "поучения" против язычества: "Слово об идолах", "Поучение" Кирилла Туровского и др.)
средневековые хроники, анналы, сведения католических миссионеров о религии славянских племён на пограничных территориях (пресвитер Гельмгольд XII в. и др.)
сочинения византийских писателей, географические описания средневековых арабских и европейских авторов ("Война с готами" Прокопия Кесарийского, работы Константина Багрянородного, Ибн-Фадлана и др.)

Отголоски язычества 

Отголоски язычества

записи XV-XVII вв., воспроизводящие пережиточные обрядовые формы этнографического порядка (календарные и семейные обряды, одежда, жилище)
данные топонимики, выявляющей и сохраняющей сведения, недоступные письменным источникам (мифотопонимы, включающие названия богов, пр.всего Белеса, женских божеств; названия урочищ)
фольклорные собрания, языковые данные славянских народов (сказки, былины, эпические и обрядовые песни, заговоры)
данные археологии (раскопки святилищ, реконструкция славянского погребального обряда, находки идолов, оберегов, атрибутов языческих ритуалов).

Уровни славянской мифологии выделяют по функциям мифологических персонажей, характеру их связей с людьми, степени индивидуализированного воплощения, особенностям временных характеристик, а также по степени их актуальности.

 Вещее предание. Ольшанский Б.М.

Вещее предание. Ольшанский Б.М.

Существует множество принципов классификации восточнославянского языческого комплекса и оснований упорядочения иерархии. Начиная с XIX в. многие учёные подразделяли божества на два порядка: отражавших природу и олицетворявших души предков. Позже определились сторонники космогонического характера язычества древних славян, которые переносили персонажи мифологии на структуру Вселенной, звёзды и планеты. Многие исследователи делили богов на главных, второстепенных, мелких и т.д. Некоторые авторы часть языческих персонажей помещали м.живой и неживой природой. Различные варианты периодизации бого- и мифотворчества восходят к поучению Григория Богослова "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое поганы, суще языци, кланялиси идолам и требы им клали, то и ныне творят" (XII в.). Чаще всего выделяют четыре периода русского язычества:

В поклонении

В поклонении

поклонение упырям, загробным злым демонам, а также доброму началу, каким являлись берегини
складывание культа Рода и рожаниц
возникновение культа Перуна, оформление лика и функций др. божеств
язычество в эпоху становления христианства на Руси

Обрядность

Родинно-крестинная

Имя - элемент судьбы. Выбиралось крёстными родителями. До крещения ребёнок носил временное имя, как правило, общее для данной местности
"Перепекание ребенка" - обряд, совершаемый над ребёнком, больным рахитом (или с др.заболеванием). Младенца укладывали на хлебную лопату и трижды всовывали в тёплую печь для "сжигания" болезни. Смысл обряда в отождествлении ребёнка и хлеба.

 Похороны знатного руса. Семирадский Г. По мотивам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921

Похороны знатного руса. Семирадский Г. По мотивам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921

Похоронно-поминальная

Погребение - похоронный обряд, воплощающий связь живых и мёртвых, "этого" и "того" света
Трапеза - ритуальное действие, включающее погребальные игры воинов, страву (поминки) и др.элементы
"Греть покойников" - одна из форм общения с предками, семейный поминальный обычай разжигания на кладбищах, во дворах костров (огня), чтобы "передать" умершим тепло.

Арабы  Археологическая культура  Археология  Балты  Бог  Богословие (теология)  Былины  Великая Моравия  Византийская империя  Восточные славяне  Города восточных славян  Добро и Зло  Душа  Идол  Иерархия  Индивидуализм  Исследование социологическое  Календарная обрядность восточных славян  Католицизм  Календарь  Крещение Руси  Киев  Кладбище  Культура  Легенда о крещении Руси  Материя  Менталитет  Миф  Новгород  Святилище  Славяне  Обычай  Памятник  Первобытнообщинный строй  Племя  Производство  Русь  Славяне  Структура социальная  Судьба  Сфера  Топонимика  Турово-Пинское княжество  Урочище  Человек  Эпос  Эпоха  Этнос  Язычество  Васнецов В.М.  Кирилл Туровский

SM