Ешкилева Ксения. Беовульф Мифология славянскаяМифология славянская - совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до к.I тыс.). Охватывала всю сферу духовной, а также значительную часть материальной культуры. Человек представлялся частью живого мира, следствием чего стало одушевление природы. Имеет индоевропейские истоки, была сопряжена с античной мифологией. Дифференциация мифологии, обособление локальных вариантов связаны с процессом расселения, выделением западной, южной и восточной ветвей славянского сообщества. Существовала соответственно южнославянская (Балканы), западнославянская (польско-чешско-моравские области), балтийская (междуречье Эльбы и Одера) и восточнославянская (Киев, Новгород) мифология, которая сопоставима с др.индоевропейскими мифологическими системами. Соколов Иван. Ночь на Ивана-Купалу В широком смысле восточнославянское язычество нередко рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности. В узком смысле его рассматривают только как племенные культы. Источники знаний о восточнославянской мифологии:
Отголоски язычества
Уровни славянской мифологии выделяют по функциям мифологических персонажей, характеру их связей с людьми, степени индивидуализированного воплощения, особенностям временных характеристик, а также по степени их актуальности.
Вещее предание. Ольшанский Б.М. Существует множество принципов классификации восточнославянского языческого комплекса и оснований упорядочения иерархии. Начиная с XIX в. многие учёные подразделяли божества на два порядка: отражавших природу и олицетворявших души предков. Позже определились сторонники космогонического характера язычества древних славян, которые переносили персонажи мифологии на структуру Вселенной, звёзды и планеты. Многие исследователи делили богов на главных, второстепенных, мелких и т.д. Некоторые авторы часть языческих персонажей помещали м.живой и неживой природой. Различные варианты периодизации бого- и мифотворчества восходят к поучению Григория Богослова "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое поганы, суще языци, кланялиси идолам и требы им клали, то и ныне творят" (XII в.). Чаще всего выделяют четыре периода русского язычества: В поклонении
ОбрядностьРодинно-крестинная
Похороны знатного руса. Семирадский Г. По мотивам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921 Похоронно-поминальная
Арабы Археологическая культура Археология Балты Бог Богословие (теология) Былины Великая Моравия Византийская империя Восточные славяне Города восточных славян Добро и Зло Душа Идол Иерархия Индивидуализм Исследование социологическое Календарная обрядность восточных славян Католицизм Календарь Крещение Руси Киев Кладбище Культура Легенда о крещении Руси Материя Менталитет Миф Новгород Святилище Славяне Обычай Памятник Первобытнообщинный строй Племя Производство Русь Славяне Структура социальная Судьба Сфера Топонимика Турово-Пинское княжество Урочище Человек Эпос Эпоха Этнос Язычество Васнецов В.М. Кирилл Туровский
|