Лавров П.Л._

Академия  Война  "Земля и воля"  Интернационал  История  Коммуна сельскохозяйственная  "Народная воля"  Народничество  Народность  Организация политическая  Пропаганда  Революция  Россия  Санкт-Петербург  Ссылка  Участие политическое  Философия  Фракция  Эмиграция  Каракозов Д.В.  Чернышевский Н.Г.  14 ИН 1823  1862  1866  1867  1868  1869  22 МР 1870  1870  1873  1876  1883  1886  6 ФВ 1900

Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции. завершающий этап революционного движения в России в 1870-е. Сформировалось на основе нескольких кружков ("чайковцев", "долгушинцев" и др.). Оно выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества, за свержение самодержавия путём крестьянской революции. Поддерживало идеи Герцена А.И., Чернышевского Н.Г., бланкизма. Они считали, что Россия может миновать капитализм и сразу от феодализма перейти к социализму, идеализировало крестьянскую общину как готовую ячейку социализма. Идеологи - Бакунин М.А., Лавров П.Л., Ткачёв П.Н. В городе они считали необходимым развивать мелкое артельное производство. Народники вдохновлялись идеей "уплаты долга" интеллигенции народу. В народничестве выделялись либеральное и революционное направления.По мнению либеральных народников, напр.Михайловского Н. К., главная цель интеллигенции состояла в том, чтобы внести в крестьянскую среду социалистические идеи и ценности, показать крестьянству преимущества коллективного ведения хозяйства. По мнению народников-революционеров, путь к социализму лежал через революцию, главной движущей силой которой д.б. стать крестьянство. Роль интеллигенции, с их т.з., состояла в том, чтобы помочь народу осуществить революцию. Название связано с "хождением в народ" - массовым движением революционеров в деревню с призывом к восстанию (1873-весна 1874). 

В среде революционного народничества можно выделить три идеологических направления. Первое - пропагандистское, лидером которого был Лавров П. Л. Он полагал, что революция будет иметь смысл лишь тогда, когда и народ, и сама революционная молодёжь будут подготовлены к ней, когда благодаря пропаганде будут усвоены социалистические взгляды. Второе - бунтарское, идеологом которого был один из основателей анархизма М. А. Бакунин. В Отличие от Лаврова, он полагал, что русский крестьянин - "стихийный социалист", а потому нужно не убеждать его в правоте социализма, а непосредственно призывать к бунту. Свергнув существующую власть, народ построит свободное коллективистское общество без всякой власти. Политическую борьбу Бакунин, по существу, отрицал, считая, что народу демократические свободы ничего не дают.

Революционные движения. Народничество

Революционные движения. Народничество

Третье направление - заговорщическое. Его идеолог - П.Н. Ткачев. Он утверждал, что единоборство интеллигенции с режимом вполне реально, т.к. самодержавие не имеет опоры - "висит в воздухе". Последователей Ткачева иногда называли "русскими бланкистами" по имени знаменитого французского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспечить проведение социальных преобразований. Основными народническими организациями 1860-1880-х были: ишутинцы, "чайковцы" (организаторы "хождения в народ"), "Земля и воля", "Чёрный передел", "Народная воля". 21 ФВ 1879 они убили харьковского губернатора князя Кропоткина Д. Движение потерпело поражение.  Все эти теории сосуществовали в народнической среде, причудливо переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились надеждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития революционное народничество склонилось к заговору и индивидуальному террору.

После убийства Александра II 1 МР 1881 революционное движение перерождается в либеральное движение и возрождается в н.ХХ в. в деятельности эсеров. Особенно резко выступал против народничества Ленин В.И. В 1894 он написал полемическую книгу "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", посвящённую критике народнической идеологии. В 1899 вышла его книга "Развитие капитализма в России", где доказывалась несостоятельность надежд народников на некапиталистическое развитие России на основе крестьянской общины и "мелкого народного производства".

Артель  Бланкизм  Генерал-губернатор  Движения социальные  Деятельность  "Земля и воля"  Идеализм  Идеология  Индивидуализм  Интеллигенция  Интерес социальный  Ишутинцы  Капитал  Капитализм  Князь  Крепостное право(крепостничество)  Крестьяне  Либерализм  "Народная воля"  Народность  Община  Община соседская  Организация политическая  Организация социальная  Производство  Пропаганда  Революция  Роль социальная  Россия  Самодержавие  Социал-демократия  Социализм  Террор  Феодализм  "Хождение в народ"  Ценность  "Чайковцы"  "Чёрный передел"  Эсеры  Александр II  Бакунин М.А.  Герцен А.И.  Лавров П.Л.  Михайловский Н.К.  Ткачёв П.Н.  Ульянов В.И.  Чернышевский Н.Г.  1873  1874  21 ФВ 1879  1 МР 1881  1894  1899

Док.Программа "Земли и воли". Май 1878 г. Окончательная редакция

 

Термины:  

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM