Белинский В.Г._

Гравюра  Действие социальное  Демократия  Денга  Деньги  Закон  "Золотое правило" нравственности  Искусство  Крепостное право  Крестьяне  Личность  "Люди сороковых годов"  Материализм  Московский университет  Народность  Натурализм  Натурфилософия  Общество  Политика  Полиция  Помещики  Прогресс  Реализм  Революция  Роль социальная  Россия  Самодержавие  Собственность  "Современник"  Станкевича кружок  Теория "официальной народности"  Университет  Утопия  Участие политическое  Философия  Цензура  Церковь

Булгарин Ф.В.  Гоголь Н.В.  Греч Н.И.  Некрасов Н.А.  Николай I  Чаадаев П.Я.  Уваров С.С.

30 МЙ 1811  1830  1832  1833  1836  1837  1839  1839  1842  1847  26 МЙ 1848

Натурализм (от лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода её существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно натурализму, природа, является единственным "предельным" принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Натурализму свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным.

В природе отсутствует "смысл" ориентация на человека, скрытая "благая" цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы,. Натурализм предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха "покоримся природе" как нельзя лучше выражает суть отношения натурализма к человеку. В теории познания натурализм проявляется в постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в натурализме крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии натурализм проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии натурализм сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врождённых природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике натурализм обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике натурализм проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей натурализма не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие "природа" крайне широко и неопределённо, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках натурализма можем родится уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Спенсер Г, Писарев Д.И.), а могут возникнуть фаталистические настроения. Натурализм может принять как форму пантеизма и гилозоизма (Спиноза Б., Бруно Дж.), так и материализма (Гольбах П., Ламетри Ж.). Натурализм хорошо. уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Натурализм старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к её познанию (Руссо Ж.-Ж.). Понятие природы, центральное понятие натурализма, несёт в себе скрытую оппозицию иному, это "соотносительное" понятие. Исторически самой ранней формой натурализма можно назвать философию досократиков, где природа - это гармоническое целое, одушевлённый космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Он несёт в себе как единое противопоставление "многому" - частному, отдельному. В эпоху Возрождения натурализм противопоставляет природу миру трансцендентного - Богу теизма. В новое время натурализм сливается с механицизмом главная оппозиция здесь - противопоставление "естественности" как следования природе, где действуют "разумные" законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в. натурализм обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Спенсера Г., идеи натурализма подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, "естественность", органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта "природа противопоставляется "искусственному" - механическому, мёртвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. "Философия жизни" попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии "жизнь".

 

Термины:  Агрессия  Антропологизм  Бог  Гедонизм  Дарвинизм социальный  Действие социальное  Закон  Закономерность  Законы социальные  Географический детерминизм  Индивидуализм  Изменения социальные  Исследование социологическое  История  Космос  Культура  Мальтузианство  Материя  Общество  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Пантеизм  Потребительского поведения теория  Рациональность  Род  Россия  Сфера  Философия  Ценность  Человек  Эволюционизм  Эмпиризм  Эпоха  Эстетическое  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Писарев Д.И.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM