Абрамов Н.А._

Генерал-губернатор  Губерния  Интерес социальный  Исследование социологическое  История  Каган  Киргиз-кайсаки  Князь  Маньчжурия  Медали  Министерство  Народность  Общество  Просвещение  Советы  Татары  Труд  Уезд  Этническая общность  1639  1757  1758  1812  1841  1851  1853  1854  1857  1861  1862  1863  1870

Нация (лат. natio - народ от nascor - рождаться) - одно из наиболее сложных понятий в общественных науках. На сегодняшний момент существует уже несколько сотен определений этого понятия, но ни одно из них не является общепризнанным. Большинство учёных придерживаются одного из трёх основных подходов к пониманию этого феномена:

примордиалистский (объективистский) подход отождествляет нацию и этнос, полагая, что нация являются органичными социальными (или биосоциальными) образованьями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека
инструменталистский подход представляет нацию как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свои национальный статус в качестве средства политической борьбы
конструктивистский подход предполагает, что нация - искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей.

Несмотря на различия в понимании сущности и происхождения нации, приверженцы всех трёх подходов выделяют два типа нации - этнокультурный и гражданский. Пример первого типа - немцы и итальянцы, чьи нации сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры и исторического наследия, т.е. чтобы быть немцем надо иметь немецкое происхождение и немецкий язык в качестве родного. Пример второго типа - французы и англичане, чьи нации образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории и конституции, т.е. чтобы быть французом, надо пр.всего быть гражданином Франции. После Октябрьской революции 2 НЯ 1917 была принята "Декларация прав народов России", в которой отмечалось: "В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.

Исторические типы этнических общностей

Исторические типы этнических общностей

В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия. 

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России".

 

Национальный состав стрелковых дивизий (в %)

Национальный состав стрелковых дивизий (в %)

Буржуазия  Вера  Государство  Гражданство  Группа социальная  Действие социальное  Декларация  Добро и Зло  Империализм  Интеллигенция  Интерес социальный  Искусство  История  Кадеты  Конституция  Культура  Мобильность социальная  Народность  Общество  Общность социальная  Отношения социальные  Погром  Политика  Политическая борьба  Рабовладельческий строй  Революция  Род  Россия  Самосознание  Социальная революция  Статус социальный  Товарно-денежные отношения  Февральская революция  Царь  Человек  Экономика  Эпоха  Этническая общность  2 НЯ 1917

   

SM