История

Цветение папоротника

Цветение папоротника

Нечистая сила в представлениях славян

- Чёрт (Шиш, Шишига) - злой дух; антропоморфное существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостом, копытами; падший ангел. Места обитания - корни бузины, дуплистые вербы, осины и др. Народная традиция отличала чёрта от др.представителей нечистой силы вездесущностью, свободой передвижения, местами обитания, способностью к оборотничеству. Запрещалось вслух поминать чёрта, для чего использовались эвфемизмы типа анчутка, лукавый, шишига и др.

Чёрт

- Домашние духи: домовой, кикимора (женщина-невидимка, способная вредить хозяйству, досаждать жильцам), полудник (полудницы), банник (по представлениям славян, обитатель бани, живущий за каменкой, часто невидимый, иногда показывающийся в человеческом образе - в виде голого старика с длинными волосами, покрытого грязью, листьями от веников; считалось обязательным задабривать его, оставлять ему горячую воду, произносить ритуальные слова), овинник (по виду старик), полевик (связан с землепашеством), хованец (обогащающий хозяина; м.б. куплен или выведен, но при этом душа закладывается дьяволу), дрёма (мирное божество сна), шишко (домовой чёрт; вид домового, склонного к мелким каверзам, способного бесить лошадей в стойлах, душить - не до смерти - спящих и т.п.), баюнок, отеть, окоёма, прокуда, злыдни.

Врубель М.А. Пан. 1899\

Врубель М.А. Пан. 1899

- Ночные демоны - ночницы, Сезонные демоны - шуликуны. Появления шуликунов ожидали из трубы в Сочельник; предполагалось, что они уходят "под воду" на Крещение, связаны со стихиями воды и огня, активны и деятельны, часто появляются в людных местах, способны воровать и губить людей

- Вилы - женские существа с набором преимущественно положительных качеств. Связаны с водой, культом плодородия, обеспечивают жизнь, покровительствуют влаге. Упоминаются с рожаницами, Макошъю.

Максимов В.М. Крестьянская изба. 1869

Максимов В.М. Крестьянская изба. 1869

- Лихорадки - 12 демонов болезни в виде женщин дьявольского обличия (тресея, отпея, гладея, желтея и др.).

- Павьи (навки, мавки) - враждебные души умерших (иноверцев, чужаков), способные вызывать болезни, эпидемии, стихийные бедствия. Представлялись птицеобразными существами, оставлявшими на пепле птичьи следы.

Домик с привидениями

Домик с привидениями

- Подменыш - ребёнок, рождённый от нечистой силы. Считалось, что отличается аномальным развитием, умирает в семилетнем возрасте; избавление от подменыша и возвращение своего ребенка предполагало проведение определённого ритуала.

- Привидения - души умерших самоубийц, грешников.

Русалка

Русалка

- Русалки - женские персонажи класса демонов. Пребывают на земле в течение "русальной недели", во время цветения ржи (неделя до и после Троицы). Принадлежат миру мертвых. По происхождению - души молодых девушек-утопленниц, просватанных, но не доживших до свадьбы. Появляются чаще в виде красивых девушек, иногда - полуженщин- полурыб. Пребывают в воде, на деревьях, бывают в полях. Способны управлять стихиями, преследуют детей. В лунные ночи сидят на берегу, на камнях, расчесывая распущенные волосы.

Полёт ведьмы

Полёт ведьмы

- Русалии - праздники, посвященные вилам-русалкам, кульминация "русальной недели".

- Упыри (вампиры) - "живые мертвецы"; злые духи, пьющие кровь у людей и животных. Происхождение связано с "заложными покойниками", "успокоение" которых возможно забиванием в гроб осинового кола. Считалось, что оживают по ночам, причём жертвы также могут стать упырями. Для недопущения превращения в упыря рот мертвеца зажимали серебряной монетой. Антагонисты берегиням.

Птица Сирин

Птица Сирин

- "Нечистое" имело множество воплощений. В их числе - "левое" как признак нечистой силы (левый лапоть, надетый на правую ногу, и др.). С "нечистым" нередко связывалась глухота как наказание Божье за грехи, знак неправедности и связь с потусторонним миром. Глухим, как правило, запрещались сколько-нибудь значимые общественные дела. Традиционные места "нечистого" (излюбленные места пребывания нечистой силы, чертей, разного рода духов, увлекающих людей) - болота, топи, перекрестки, мосты, пустоши, дебри, чащобы, трясины, границы сёл и полей, ямы, пещеры, все водоёмы, особенно водовороты и омуты, колодцы, чердаки, подполья, бани, овины, хлева, ворота, места захоронения некрещёных младенцев. "Нечистыми" (опасными) представлялись также места, доступные проникновению к человеческому телу злых духов: застёжка, ворот, подол, обшлага рукавов. "Нечистые" места, как считалось, способны к притяжению молний, града, вьюг, вихрей и т.п. Предметы: старый веник, вещи умершего (особенно "нечистых" покойников), мусор.

Антагонизм  Антропологизм  Деятельность  Душа  Классы  Крещение Руси  Легенда о крещении Руси  Народность  Патриархальное хозяйство  Персонализм  Свобода  Славяне  Традиция  Человек  Язычество

SM