История

Писарев Д.И._

Амнистия  Гимназия  Граф  Губерния  Дворянство  Демократия  Душа  Интеллигенция  История  Кладбище  Крепостничество  Материализм  Образование  Петропавловская крепость  Политическая борьба  Пролетариат  Реализм  Революция  Род  Роль социальная  Россия  "Русское слово"  Самодержавие  Санкт-Петербург  Свобода  Свободы демократические  Социальная революция  Традиция  Уезд  Университет  Философия  Белинский В.Г.  Герцен А.И.  Гончаров И.А.  Добролюбов Н.А.  Некрасов Н.А.  Пушкин А.С.  Толстой Л.Н.  Тургенев И.С.  Чернышевский Н.Г.  2 ОК 1840  1852  1856  1859  1860  1861  2 ИЛ 1862  1864  1865  18 НЯ 1866  1866  1868  4 ИЛ 1868

Нигилизм

Нигилизм (от лат.nihil - ничто) -  учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей.

Фридрих Якоби

Фридрих Якоби

Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический нигилизм, отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой нигилизм переходит в пессимизм. Можно говорить и об эстетическом нигилизме, отрицающем художественные каноны, само понятие прекрасного. Нигилизм м.б. познавательным, декларирующим недостижимость истины. Познавательный скептицизм граничит с агностицизмом. Наконец, можно говорить о нигилизме как философской позиции, в рамках которой отрицается наличие абсолютных устоев существования, смысловой направленности жизни.

Термин "нигилизм" давно вошёл в культурный обиход. В средние века еретиков, отрицающих историческое существование Христа, называли "нигилианистами".

Жан Поль

Жан Поль

О нигилизме как характеристике рационалистического способа философствования писали в XVIII-XIX вв. представители иррационалистической философии (Якоби Ф.). Представитель философии романтизма Жан Поль называл "нигилизмом" романтическую поэзию. Для датского философа Кьеркегора С. эстетическая т.з., т.з. иронии и игры являлась выражением нигилизма. Многие исследователи считают, что термин "нигилизм" занял прочное место в европейской культуре благодаря Тургеневу И.С. и его роману "Отцы и дети" (1862). "В наше время полезнее всего отрицание", - говорил Базаров Е.

Нигилизм как российский культурно-исторический феномен связан с движением русской радикальной общественной мысли 1860-х (Чернышевский Н.Г., Писарев Д.И.). Русский нигилизм включал в себя и критически-разрушительное отношение к современному обществу, и программу радикальных реформ. Утилитаризм как составная часть нигилизма стремился заменить абстрактные понятия добра и зла учением о пользе как основном критерии морали. 

Серен Кьеркегор

Серен Кьеркегор

Др. пунктом радикального умонастроения было "разрушение эстетики", борьба с "чистым" искусством, превращение искусства в "приговор" действительности. Наконец нигилизм в области науки и философии выражался в отрицании всего, что находилось за пределами чувственного опыта, в отрицании всякой метафизики - "схоластики XIX в.". Достоевский Ф.М. в "Объяснительном слове" к речи о Пушкине А.С. сблизил нигилиста как "отрицательный тип" с "лишним" человеком, "в родную почву и в родные силы не верующего" и от этого страдающего. Писарев, яркий представитель русского нигилизма, писал: "Надо эмансипировать личность" от тех разнообразных стеснений, которые на неё налагает робость собственной мысли, авторитет предания, стремление к общему идеалу и весь тот отживший хлам, который мешает живому человеку дышать". Русский нигилизм - это не синоним простого неверия, "усталости культуры", её разложения. Русский нигилизм - это своеобразный синтез позитивизма, индивидуализма и социально-этического или социально-эстетического утопизма.

Иван Тургенев

Иван Тургенев

Русский нигилизм - это выражение потребностей "жизни", устремленной в будущее, как они поняты русской радикальной мыслью. Разрушение старого неотделимо в русском нигилизме от поисков новой науки и нового искусства, нового человека, нового общества. Можно провести определённые аналогии м.разрушительным пафосом русского нигилизма и "переоценкой ценностей" ницшеанской философии. Недаром чешский мыслитель и политический деятель Масарик Т. называл Писарева "русским Ницше". Дальнейшая судьба понятия нигилизма тесно связана с философией Ницше Ф. Нигилизм для Ницше - это не один из многих типов умонастроения, а характеристика ведущей тенденции в европейской философской культуре. Суть нигилизма, с т.з. Ницше, это утрата веры в сверхчувственное основание бытия. "Бог умер" - вот формула нигилизма. Нигилизм, по мнению Ницше, это некое "промежуточное" состояние, оно м.б. выражением и силы, и слабости человека и общества. В своём внешнем проявлении нигилизм есть следующее: "высшие ценности теряют свою ценность".

Дмитрий Писарев

Дмитрий Писарев

Как это происходит? Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некоей "цели", достижением которой озабочен весь мир, в мире нет "единства", которое до с.п. было основой его спокойствия, "встроенности" в мир, нет "истины". С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценности всех вещей, "он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность". Человек создал мир, подтверждающий его собственную значительность, и вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Но нигилизм можно истолковывать двояко. Нигилизм "слабых" - это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм "сильных" - это путь абсолютного авторства: созидания новой морали, нового человека. Необходимо, говорил Ницще, встать на путь "переоценки ценностей". Переоценка ценностей, по мнению Ницше, должна осуществляться на пути формирования новых ценностных потребностей. Должны исчезнуть ценности "сверхчувственного мира" - всё то, что находится за пределами человеческой жизни.

Фёдор Достоевский

Фёдор Достоевский

Основой новых ценностных ориентиров должна стать воля к власти - основополагающее н.жизни. Воля к власти есть абсолютное превозмогание, она не имеет цели. Поэтому разрушительная программа Ницше не предполагала ликвидацию ценностей вообще; скорее, Ницше предлагал максимальное сближение цели и ценности, что позволяло говорить об относительности ценности-цели, её достижении и преодолении. Ценности - это условие стимулирования и поддержания воли к власти, это "полезные ценности".

Анархисты

Анархисты

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

Хайдеггер М. рассматривал нигилизм как завершение господствующей тенденции европейской философии - её субъективизма и в "определённом правильно понятом смысле - конец метафизики как таковой", вершиной которой является идея сверхчеловека. Для Хайдеггера сама философия Ницше - это завершённый "классический" нигилизм, не столько сражающийся с прошлым, сколько выражающий его сущность. Декарт и Ницше - это две стороны одной медали. Наивный нигилизм Протагора, скрытый нигилизм. Декарта лишь обнаружили себя в философии Ницше. Нигилизм - это не только способ осознания европейской культурой себя, но и неспособность отрешиться от себя, от своего субъективизма, "гуманизма", "антропоморфии". Субъект в европейской философии всегда на первом плане - будь то познающий субъект нового времени или "волящий" субъект, "белокурая бестия" Ницше. Вся прошлая философия нигилистична, это метафизика субъективности, метафизика человека как "рационального животного", будь то Декарт, Гегель или Ницше. В философии Ницше метафизика открыто заявляет о себе в качестве "антропологии", учения о "перспективах", "точках зрения", "мировоззрении".

Мартин Хайдеггер

Мартин Хайдеггер

Хайдеггер утверждает необходимость мыслить бытие "из себя самого", "а не сообразно тому, как мы его схватываем и воспринимаем". Бытие для Хайдеггера - это не условие сущего, его нельзя понять, исходя из человека как субъекта познания, деятельности, "власти". Избавленное от антропоморфизма западной метафизики, бытие лишается привычных человеческих характеристик, выступающих как "ценность" для человека. Бытие превращается т.о. для человека в "ничто". "Нигилизмом, - делает парадоксальный вывод Хайдеггер, - тогда нужно будет называть: принципиальное недумание о существе Ничто".

Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. Нигилист - представитель разночинной интеллигенции к.1860-х, отрицавший крепостнические порядки, выступавший против царизма, дворянского быта и нравов, а так же все духовные ценности окружавшего их общества, в т.ч.традиционные представления о чести, любви, семье, обязанностях и т.д.

Николай Чернышевский

Николай Чернышевский

В статье известного публициста Писарева Д.И. говорилось: "Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не м.б.". Власти использовали слово как бранное против революционной демократии. Часто слово "нигилист" было бранной кличкой в адрес участников революционного движения 1860-1870-х, вообще студентов, "интеллигентов" в очках и с длинными немытыми волосами.

Абсолют, абсолютное  Авторитет  Агностицизм  Анархизм  Антропологизм  Блага  Бог  Быт  Власть  Власть государственная  Власть политическая  Дворянство  Закон  Движения социальные  Демократия  Деятельность  Добро и Зло  Ересь  Идеализм  Индивидуализм  Интеллигенция  Иррационализм  Искусство  Исследование социологическое  Истина  История  Классицизм  Крепостничество  Кризис  Культура  Личность  Медали  Мировоззрение  Мораль  Норма социальная  Общество  Отношения социальные  Позитивизм  Политика  Потребность  Президент  Радикализм  Разночинцы  Рациональность  Революция  Республика  Реформа  Россия  Самодержавие  Собственность  Современное общество  Субъективизм  Судьба  Традиция  Утопия  Участие политическое  Философия  Царь  Ценность  Человек  Эпоха  Эстетическое  Этническая общность  Достоевский Ф.М.  Писарев Д.И.  Пушкин А.С.  Репин И.Е.  Тургенев И.С.  Чернышевский Н.Г.  1862  1883

SM