Сорокин П.А._

Группа социальная  Губерния  Действие социальное  Идеализм  Иерархия  Изменения социальные  Индивидуализм  Институт социальный  Интуиция  Исследование социологическое  История  Концепция  Кризис  Культура  Материя  Мобильность социальная  Общество  Общность социальная  Потребительского поведения теория  Радикализм  Рациональность  Реализм  Республика  Республика Коми  Род  Россия  Современное общество  Статус социальный  Стратификация социальная  Структура социальная  Традиция  Труд  Университет  "Философский пароход"  Философия  Церковь  Цивилизация  Человек  Эмиграция  Эпоха  4 ФВ 1889  31 АВ 1922  1927  1928  1937  1941  10 ФВ 1968

Общество - 1. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а так же исторически конкретный тип социальной системы (буржуазное общество и др.). С философской т.з., общество - универсальная человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т.д. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений, изучение конкретных типов общества, изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе с тем общество - специфический предмет философского анализа. Дело в том, что, выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира, - таких, как религия, искусство, нравственность, - исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, т.е. общество как определённую целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, напр., произведения искусства, мы уже устанавливаем его место внутри социально го целого. Исследуя природу власти, мы пр.всего рассматриваем власть как способ регуляции системы совместных человеческих действий. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное - все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства. Общество как целостная система - многоаспектное, "многоизмеримое" образование; невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель общества, исходя из какого-то одного его "измерения". Более того, такие попытки ведут к неизбежному упрощению и искажению социальных процессов. Можно обратиться к "социальной динамике", попытаться определить причины социальных изменений, их направленность, выделить этапы социальных изменений. Можно рассматривать "социальную статику" - рассмотреть структуру общества, закономерности его функционирования. Подход к обществу как структурно-функциональному единству также м.б. различным. Общество можно исследовать как совокупное человеческое существование, как сумму индивидов, объединённых в определённые группы (семью, коллектив, партию, класс, нацию) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями). Общество можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных), которые складываются и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, "узник совести", как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, - "загадка мироздания" ( Кант И.). Такой подход часто называют "институциональным" ("социальный институт" - система устойчивых, постоянно воспроизводящихся связей м. людьми, как правило, организационно оформленных). Др.исследователи несколько по-иному формулируют сущность данного аспекта исследования, выделяя в качестве основной "единицы" исследования сферу общественной жизни. Общество может также изучаться как система общих структур человеческой деятельности, т.е. как совокупность целей, норм, функций, образцов, технологий, принципов, правил. В истории социально-философской мысли сложились два подхода к пониманию общества. Один из них Поппер К. назвал методологическим психологизмом или методологическим индивидуализмом. Общество в рамках такого подхода рассматривается как продукт "человеческой природы". Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается "первичным" по отношению к обществу. Жизнь общества определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощённые в планы, программы. Общество в этом случае рассматривается лишь как совокупное человеческое существование: "соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое" (Дж.Ст.Милль). Такой подход развивается в работах философов Просвещения в основном в рамках теории "общественного договора". Такая теория признаёт существование "досоциальной" личности. Во втором случае общество рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Такую позицию часто называют "холизмом" (греч. holos - целый). Холистическая концепция общества развивалась в рамках эволюционизма Спенсера Г., идеи холизма присутствуют в теории американского социолога и философа Парсонса Т. Попытка объединить эти два подхода была предпринята в марксизме, в концепции Вебера М.

К сущности функционирования советского общества 1930-х гг.

2. Название организации, союза, товарищества (Императорское минералогическое общество, 19 ЯН 1817; Императорское общество поощрения художников, 10 МЙ 1833; Русское географическое общество, 6 АВ 1845; Императорское Русское археологическое общества, 15 МЙ 1846; 17 МЙ 1866 было образовано Русское техническое общества (РТО); 3 МЙ 1867 - Общество Красного Креста; 13 ОК 1883 - Всероссийское театральное общество; в 1811-1930 - действовало Общество любителей российской словесности;14 МЙ 1909 - учреждено общество Санкт-Петербургский таксомотор; 21 ФВ 1910 - Русское металлургическое общество (возможно, это тоже самое, что и национализированное 28 ДК 1917 Русско-бельгийское металлургическое общество); 20 ЯН 1917 в Петрограде было учреждено Всероссийское ботаническое общество; 5 МЙ 1919 - Лига Красного Креста и Красного Полумесяца; 13 АП 1925 было учреждено Всесоюзного общества слепых; 23 МЙ 1925 был создан Осоавиахим - возможно, 23 ЯН 19271951 - ДОСААФ); 28 АП 1957 - Всемирная федерация породнённых городов; 15 ДК 1975 - Общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом; теперь -  Международная ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом; 26 ДК 1978 - Комитет дружбы и солидарности с арабским народом Палестины; 25 СН 1985 - Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость; 17 АВ 1988 - Всероссийское общества инвалидов (ВОИ); 28 ЯН 1989 открылась учредительная конференция Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества "Мемориал" и др. Некоторые общества выпускали свои периодические издания. 6 ОК 1898 вышел в свет первый номер "Вестник Общества морских инженеров" (с 1934 - журнал "Судостроение"). В Советской России произошла политизация общественной жизни. Вследствие изменившейся политической конъюнктуры общества могли и закрываться (25 МЙ 1935 было упразднено Общество старых большевиков). Правительство в меру своих возможностей пытается регулировать деятельность обществ. Так, 13 ЯН 1822 была запрещена деятельность всех тайных обществ и масонских лож.

Археологическая культура  Археология  Большевизм  Буржуазия  Власть  Власть политическая  Группа социальная  Действие социальное  Детерминизм  Деятельность  Закономерность  "Золотое правило" нравственности  Идеализм  Иерархия  Изменения социальные  Индивидуализм  Интерес социальный  Искусство  История  Император  Институт социальный  Исследование социологическое  Классы  Конференция  Концепция  Личность  Марксизм  Масоны  Материя  Народность  Нация  Норма социальная  Общественный договор  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Партия  Петроград  Политика  Предпринимательство  Производство  Просвещение  Род  Россия  Санкт-Петербург  Свобода  Советы  Структура социальная  Сфера  Традиция  Философия  Человек  Эволюционизм  Экономика  1811  19 ЯН 1817  13 ЯН 1822  10 МЙ 1833  6 АВ 1845  15 МЙ 1846  17 МЙ 1866  3 МЙ 1867  13 ОК 1883  6 ОК 1898  14 МЙ 1909  21 ФВ 1910  20 ЯН 1917  28 ДК 1917  5 МЙ 1919  13 АП 1925  23 МЙ 1925  23 ЯН 1927  1930  1934  25 МЙ 1935  1951  28 АП 1957  15 ДК 1975  26 ДК 1978  25 СН 1985  17 АВ 1988  28 ЯН 1989  

Термины:  

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM