История

Туголуков Николай. Чайковский П.И.

Отчуждение

Отчуждение - характеристика особой формы взаимоотношения человека с окружающим миром в процессе его жизнедеятельности, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему. Понятия, близкие отчуждению, использовались уже представителями английской политической экономии XIX в. для характеристики выброса товаров на рынок; сторонниками теории общественного договора для обозначения процесса передачи индивидуальных человеческих "прав" государству. Центральным понятием отчуждения становится в философии Гегеля ("Феноменология духа").

Георг Гегель

Георг Гегель

Особое место проблема отчуждения занимает в наследии Маркса К. Для Маркса характерно единство экономического, социологического и философского подхода к проблеме. Опредмечивание - характеристика любой человеческой деятельности: "Осуществление труда есть его опредмечивание". Становясь отчуждённым, "опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом... рабочий относится к предмету своего труда как к чужому предмету". В своём труде человек уже не утверждает себя, но "отрицает", не развивает свою физическую и духовную энергию, но изнуряет себя, разрушает свои духовные силы. "То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному". В процессе отчуждения от человека отчуждается природа, продукты его труда, его "деятельные функции" (творческие способности), родовая жизнь отчуждается от индивидуальной жизни.

Карл Маркс

Карл Маркс

В результате всё то, что составляет "мир человека" - природа, др.человек, вещный мир, культурные ценности, - превращается в нечто чуждое человеку и враждебное ему.

Для Маркса ликвидация отчуждения осуществима на пути обобществления труда, изменения пр.всего экономических и политических условий жизни, установления "прозрачно разумных" отношений м.людьми.

Отчуждение в современном постиндустриальном обществе имеет свои особенности. Если раньше отчуждение представало в форме чуждых, мрачных, враждебных человеку сил, в форме власти создания над своим создателем, в форме чудовища Франкенштейна, то в настоящее время отчуждение одевается в крайне привлекательные одежды.

в настоящее время отчуждение одевается в крайне привлекательные одежды

"...в настоящее время отчуждение одевается в крайне привлекательные одежды".

Отчуждение предстаёт в формах предельной "прилаженности" предметного мира к человеку, его желаниям, что не даёт возможности выработать защитные механизмы, с помощью которых человек может зафиксировать свою автономность, обособленность от знакового, вещного, идеологического, социального окружения. Человек становится "обусловленным", "вещью", сам того не замечая.

Автономия  Власть  Власть политическая  Государство  Деятельность  Идеология  Изменения социальные  Индивидуализм  Культура  Макро- и микросоциология  Марксизм  Общественный договор  Общество  Отношения социальные  Политика  Постиндустриальное общество  Род  Рынок  Рыночная экономика  Собственность  Современное общество  Товарно-денежные отношения  Товарное хозяйство  Труд  Философия  Ценность  Человек  Экономика

SM