Лабунова Ольга. Национальная идея В.С. Соловьёва

Патриотизм (греч.- земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. В некоторой литературе понятие патриотизма было идеологизировано и получило эмоционально-оценочную окраску: патриотизм рассматривался как положительное явление и противопоставлялся национализму и космополитизму, которые осуждались. Патриотизм передаётся поколениями и является одной из основных национальных традиций. 30 НЯ 1610 патриарх Гермоген призвал к борьбе против интервентов. Именно с этого времени берёт начало формирование ополчений для освобождения Москвы от поляков. В МР 1613 совершил свой подвиг костромской крестьянин Иван Сусанин. Правители, как правило, высоко оценивали патриотизм народа. Так, 15 НЯ 1812 последовал манифест Александра I "Высочайший благодарственный манифест об изъявлении народу благодарности за спасение Отечества". Мощная волна патриотизма, сопровождаемая погромами, привела в переименованию 18 АВ 1914 Санкт-Петербурга в Петроград. Даже во время реставрации капитализма в России предпринимались формальные меры для усиления патриотических чувств в обществе. 10 ФВ 1995 Госдумой был принят закон "О днях воинской славы России". По определению Соловьева В.С., "Патриотизм - любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи м.членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племени к оседлому земледельческому быту, патриотизм получает своё специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма - привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как такая, создавалась культом: отечество было землею отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднявшего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности (воплощенный окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и патриотизм высшей культуры. У евреев патриотизм хотя сохранил преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество д.б. погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божием. К познанию и созиданию этого царства призывались все народы и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, то есть как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был ещё не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно-национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия), в двух её исторических материализациях - церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исаия видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии Дант призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп.

Основной смысл понятия "Отечество"

Основной смысл понятия "Отечество"

В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в н.XV в. во Франции в лице Иоанны д'Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в др.отношениях: в религиозном обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом - к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали, наконец, откровение национальной идеи. Иоанна д'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального патриотизма в борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которая для многих перевешивала национальные требования. Вследствие этого произошел раскол м.немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный патриотизм Германии мог утвердиться только в XIX в. с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный патриотизм и в др.странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции - патриотизм, для большинства нации, заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой с чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы". В советском тылу в годы Великой Отечественной войны широко развернулось патриотическое движение в помощь фронту. Граждане добровольно вносили деньги и ценности в Фонд обороны. На предприятиях было организовано социалистическое соревнование.

Термины:  Абсолют, абсолютное  Блага  Быт  Ватикан  Власть  Война  Вотчина  Государственная дума  Государственности традиции  Государство  Гражданство  Группа социальная  Действие социальное  Деятельность  Династия  Добро и Зло  Закон  Идеологизация  Идеализм  Идол  Император  Империя  Интервенция  Интерес социальный  Истина  История  Истина  Иудаизм  Капитал  Капитализм  Космополитизм  Католицизм  Крестьяне  Культура  Личность  Манифест  Материя  Монархия  Народность  Национализм  Нация  Общество  Ополчение  Отечественная война  Отношения социальные  Патриарх  Петроград  Племя  Погром  Политическая борьба  Предпринимательство  Речь Посполитая  Род  Русско-японская война  Россия  Санкт-Петербург  Священная Римская империя  Собственность  Советы  "Татьянинский комитет"  Традиция  Труд  Феодализм  Царь  Ценности политические  Церковь  Человек  Этническая общность

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Гермоген  Соловьёв В.С.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  30 НЯ 1610  МР 1613  15 НЯ 1812  18 АВ 1914  10 ФВ 1995

01.gif (814 bytes)
   

SM