История

Поль Рикёр

Поль Рикёр

Персонализм

Персонализм (от лат. persona - личность) - направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности. В н.XX в. возник в России (Бердяев Н.А., Шестов Л., Лосский Н.), в США издается журнал "Personalist" (Боун Б., Ройс Дж., Хокинг У., Брайтмен Э.). Во Франции в 1930-е в журнале "Esprit" проблематику персонализма разрабатывают Мунье Э., Лакруа Ж., Рикёр П., Ландсберг П. Оригинальная позиция заявлена в работах Бубера М. Возникновение персонализма стало мировоззренческой реакцией на кризис репрессивной (монологической) по отношению к личности культуры XX в. Персонализм отрицает прагматическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как особого рода целостность и высшую культурную ценность.

 Эммануэль Мунье

Эммануэль Мунье

Современный персонализм представляет собой сложную ассимиляцию заимствований из экзистенциалистской и психоаналитической философии, марксизма, христианской антропологии, является продолжением гуманистической традиции классической философии. Персоналистская гносеология в основном разрабатывается в американском персонализме, французский персонализм сосредоточен на теоретическом и практическом решении социальных задач, русский - на этической проблематике. В самоопределении персонализм предстаёт как преодоление классического рационализма и иррационализма, как новый тип философствования. Предметом и единственной сферой компетенции философии персонализма считает исследование личностного существования, раскрытие тайны творческой субъективности. В качестве социальной программы выдвигается "тотальное" развитие человека на основе "нового" истолкования его бытия. Основным объяснительным принципом становится категория "общение", задающая не субъект- объектную, а субъект- субъектную структуру отношения человека к миру.

 Мартин Бубер

Мартин Бубер

С этой т.з., центральное понятие "личность" трактуется как уникальная целостность, критерий и цель человеческой истории. Творчество является образующим принципом и способом бытия личности. Уникальность и целостность духовного личностного опыта становятся условием и "методом" подлинного понимания мира как целостности. Природа и общество в таком случае не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога. Прагматизм и установка научной деятельности на анонимность и созерцательность задают объективно-безличностный тип отношения человека к миру, субъективность в науке рассматривается как произвол, в силу чего личность не только не востребована, но является препятствием познания истины, Сциентистская абсолютизация без личностной коммуникации - реальная угроза для самого существования личности. Одинокий, бездушный конформист, не способный противостоять машинной тирании, - продукт тотальной стандартизации.

 Лев Исаакович Шестов

Лев Исаакович Шестов

Разобщенность, самодостаточность, эгоизм и индивидуализм являются превращенной, неистинной формой бытия человека в мире. Персональность - открытое бытие, а творчество - единственный способ вовлечённости человека в бытие, реальным результатом которого является не саморазрушение, а самосозидание человека. В самооценке персонализм предстаёт как единственная действительная альтернатива технократизму. Основой смыслопорождения во всех сферах деятельности является религиозный опыт общения с абсолютной Личностью, с Богом. Бог - мера подлинности коммуникации, в которой и посредством которой реально осуществляется не только бытие человеческой личности, но и бытие личности божественной. Бог открывается в персоналистской коммуникации, в диалоге. Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей м.индивидом и бытием.

 Николай Онуфриевич Лосский

Николай Онуфриевич Лосский

В социальной философии персонализма диалог становится не только основой критики как капитализма, так и социализма, в равной степени подавляющих личность, но и методом построения нового социума, основанного на приоритете личностных духовных ценностей. Внутренней самоцелью истории человечества является развитие личностного начала. История - сфера творческой самореализации личности, её свободы и полноты бытия. В традиционной философии история предстает как анонимный процесс, не затрагивающий глубинных измерений человека. Особая миссия возлагается на религию, которая должна выйти из теологической самоизоляции и стать ведущей конструктивной силой построения свободного сообщества свободных личностей. Именно религия, опираясь на содействие социальных институтов и структур, способна реально изменить мотивацию человеческого поведения. Без религиозного содержания общественные организации являются "ложными богами", деятельность которых лишь усиливает процессы отчуждения.

 Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович Бердяев

Любая форма коллективности стандартизирует внутренний мир человека, уничтожает его оригинальность и уникальность. "Бегство от свободы" - специфическая болезнь современного общества. Кризис человека рассматривается как проявление общего кризиса буржуазного общества. Индивидуализм буржуазной личности есть не что иное, как утрата человеком личностного начала. Однако и социализм не имеет перспективы в качестве реальной альтернативы выхода из кризиса. Подлинное "Я" личности за пределами индивидуализма и коллективизма. Смыслом и целью персоналистской революции является установление личностной коммуникации, полнотой отношений "Я" к "Ты". Коммуникация, пережитая как личностный опыт связи "Я" и "Ты" в "Мы", предстает как высшая ценность и норма Персоналистского Универсума, общности людей, связанных братской любовно. Любовь трактуется как ответственность "Я" перед "Ты", как единственный способ решения основной культурной задачи, нравственного совершенствования личности.

 Бог открывается в персоналистской коммуникации, в диалоге

Бог открывается в персоналистской коммуникации, в диалоге

В силу этого подлинным учением о личности является этика, которая д.б. не нормативной, тиранической, а учением о творческих ценностях и творческой энергии человека. Её задачей становится борьба против окончательной социализации человека, подавляющей свободу духа и совести. Жизнь личности есть не самосохранение, как в индивидууме, а самовозрастание и самоопределение, осуществляемые в процессе творчества.

Абсолют, абсолютное  Альтернатива  Антропологизм  Бог  Богословие (теология)  Буржуазия  Быт (житье, обиход, обычай)  Гуманизм  Действие социальное  Деятельность  "Золотое правило" нравственности  Индивидуализм  Институт социальный  Исследование социологическое  Истина  Иррационализм  История  Капитал  Капитализм  Классицизм  Конформизм  Кризис  Культура  Личность  Марксизм  Мировоззрение  Норма социальная  Общество  Общность социальная  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Отчуждение  Политическая борьба  Потребительского поведения теория  Прагматизм  Род  Рациональность  Реакция  Революция  Репрессии  Россия  Свобода  Современное общество  Социализация  Социализм  Структура социальная  Сфера  Тоталитаризм  Традиция  Философия  Христианство  Ценность  Человек  Экзистенциализм  Этика  Бердяев Н.А.

SM