История

Оборона Москвы от нашествия хана Тохтамыша. А.М.Васнецов

Оборона Москвы от нашествия хана Тохтамыша. А.М.Васнецов

Повесть о нашествии Тохтамыша

Повесть о нашествии Тохтамыша - литературный памятник, дошедший в составе летописных сводов 1382 под названием "О пленении и о прихожении Тахтамыша царя и о Московском взятьи" и посвящённый описанию нашествия хана Золотой Орды Тохтамыша 23 АВ 1382-9 СН 1382 на Москву. Тохтамыш, согласно повести, появился на Руси внезапно, вёл войско стремительно, "злохитриемь", чтоб не узнали о его походе. Помощником был ему рязанский князь Олег, давший ему совет, как "бес труда взяти каменный град Москву" и победить князя Дмитрия Донского. Великий князь начал "совокупляти полки своа", но совет с князьями и воеводами показал "разность в князех", и Дмитрий, отказавшись от битвы с татарами, уходит из города. Во главе защитников Москвы стал прибывший в город литовский князь Остей. В произведении описывается и день, предшествующий приступу, когда татары выспрашивали у горожан о местонахождении великого князя, и приступ, длившийся три дня.

Васнецов А.М. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922

Васнецов А.М. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922

Татары, "оболгав" Остея "лживыми речми и миром лживым", выманили его, с помощью нижегородских князей, из города и убили, а сами вошли в город и "нача сечи" людей. Вот как описывает автор картину взятия Москвы: "Была внутри города сеча великая... до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли и не обессилели они... Люди христианские... метались по улицам туда и сюда, бегая толпами, вопя и крича и в грудь себя бия. Татары же христиан, выволакивая из церквей, грабя и раздевая донага, убивали, а церкви соборные грабили... Книги же, в бесчисленном множестве снесенные со всего города и из сел и в соборных церквах до самых стропил наложенные, отправленные сюда сохранения ради, - те все до единой погубили. Что же говорить о казне великого князя, - то многосокровенное сокровище в момент исчезло, и тщательно сохранявшееся богатство... расхищено было". Казны "бояр старейших", "долгие годы собираемые и всякими благами наполняемые... захватили и растащили". Татары "многие монастыри и многие церкви разрушили, в святых церквах убийства совершали".

Хан Тохтамыш на коне

Хан Тохтамыш на коне

Автор скорбит по поводу разорения Москвы: "До той поры, прежде, была Москва для всех градом великим, градом чудным, градом многолюдным, в нём было множество народа, в нём было множество господ, в нём было множество всякого богатства. И в один час изменился облик его, когда был взят, и посечен, и пожжен. И не на что было смотреть, была разве только земля, и пыль, и прах, и пепел, и много трупов мертвых лежало, и святые церкви стояли разорены, словно осиротевшие, словно овдовевшие". Старейшие тексты повести содержатся в летописях Новгородской IV, Софийской I, Новгородской Карамзинской. Все её остальные тексты, сокращенные или распространённые, восходят к тексту повести в составе этих летописей. Повесть была составлена на основе краткого летописного рассказа о нашествии Тохтамыша, входившего в состав Рогожского летописца и Симеоновской летописи. Кр.того, при составлении были использованы библейские книги и апокрифическое "Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов".

Осада Тохтамышем Москвы. 1382

Осад Тохтамышем Москвы. 1382

Нарисованная автором картина разгрома и разграбления Москвы, опустошения др.городов Русской земли татарами должна была не только вызвать чувство сострадания у читателя, но и обратить внимание на причины, приведшие к этому бедствию,- "неодиначество" русских князей, братоубийственные распри м.ними. Время создания повести относят к XV в.-первой его четверти (Гребенюк В.П.), но не исключено, что возникновение произведения следует относить к более позднему времени.

Апокрифы  Битва  Блага  Великий князь  Великое княжество Литовское  Воевода  Восточные славяне  Города восточных славян  Золотая Орда  Каган  Князь  Летопись  Литовцы  Москва  Нижегородские русские  Новгород  Отношения социальные  Памятник  Повесть древнерусская  Русь  Рязань  Рязань Старая  Своды летописные  Славяне  Софийский собор в Новгороде  Татары  Дмитрий Донской  Карамзин Н.М.  Тохтамыш  23 АВ  1382  9 СН 1382  1382

SM