Кулибин И.П._

Академия наук  Действие социальное  Прогресс  Производство  Род  Санкт-Петербург  Собственность  Советы  10 АП 1735  1764  1767  1769  1772  30 ИЛ 1818

Прогресс (от лат. progressus - успех, движение вперёд) - тип развития, для которого характерно движение от простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. Понятие "прогресс" применяется в качестве понимания и оценки состояния системы в целом, её подсистем и отдельных элементов. Противоположностью прогрессу является регресс. Хотя понятие "прогресс" применяется и к природным процессам, подлинной реальностью прогрессивного развития является история. Именно с т.з. прогресса история м.б. понята как единый, целостный всемирный процесс, обоснованный всеобщими законами. Различие трактовок этих законов определяет характер противоречий м.основными концепциями исторического прогресса. Любая концепция прогресса основывается на понимании времени как линейного процесса, направленного из прошлого в будущее. В наиболее последовательном виде линейная концепция времени представлена в христианской религии и теологии (Августин Блаженный). Без этого представления невозможно было создание христианской утопии о будущем каждого индивида и человечества в целом. В эпоху Возрождения и Нового времени христианская трактовка времени утрачивает чисто религиозный смысл и становится философским обоснованием эволюционистских концепций в науке и философии истории. Мир стал рассматриваться как процесс реализации объективных причинно-следственных связей, движение которых вызвано первой причиной. Позднее линейная концепция времени проявляется в телеологических концепциях истории, в явном или неявном виде ставящих вопрос о её цели и смысле и, как следствие, о к.истории. Наиболее показательным в этом отношении является позитивистский закон трёх стадий Конта О., который считал его универсальным законом, проявляющимся во всех феноменах социальной и духовной жизни. Движение от теологической к метафизической, а затем к позитивной стадии демонстрирует ритмику данного закона, достижение позитивной стадии в этом движении предстаёт конечной целью и завершением развития. Др.философ, позитивист Спенсер Г. рассматривал развитие общества по аналогии с биологической эволюцией. Общественная эволюция предстаёт как движение от простого, однородного (гомогенного) состояния к дифференцированной, сложной (гетерогенной) стадии. Развитие осуществляется через дифференциацию социальных органов (институтов), усложнение взаимосвязей м.ними, через нарушение и восстановление равновесия общественного организма. Конечным состоянием системы будет такое состояние общества, в котором установится гармония общественных и личных интересов. Однако такое состояние общества, скорее, является идеалом, постулируемой целью, чем закономерным следствием предшествующего состояния, т.е. социальная гармония и свобода невыводимы из социо-психических свойств и характеристик. С т.з. отвергаемых позитивизмом метафизических концепций, именно свобода является своеобразной субстанцией, а следовательно, и законом общественного развития. Критерием прогресса становится степень реализация свободы в обществе. В философии истории Гегеля исторический процесс предстаёт как развёртывание Абсолюта в исторических событиях, как шествие мирового духа, избирающего тех или иных индивидов (исторических личностей) или народы (исторические нации) в качестве своих агентов, Каждая эпоха и народ обретают исторический смысл лишь в контексте исторической целостности, являются средством для цели мирового разума. Гегелевская концепция мировой истории была подвергнута резкой критике Марксом К. Однако исторический материализм Маркса К. во многом воспроизвёл основополагающие принципы гегелевской концепции. Это пр.всего идея единства исторического процесса и идея прогресса. Хотя двигателем истории у Маркса К. являются материальные потребности людей, для удовлетворения которых они должны в совместной деятельности производить предметы потребления, т.н.м. целью исторического развития является установление "царства свободы", а предшествующие ступени рассматриваются как предыстория и в качестве таковой не обладают самостоятельной ценностью и значимостью. Этапы исторического развития у Маркса К. (общественно-экономические формации) закономерно сменяют друг друга в результате классовой борьбы, целью которой является собственность на средства производства и политическое доминирование в обществе. Прогрессивность формации определяется уровнем развития производительных сил общества и характером производственных отношений. На определённом этапе истории появляется класс - пролетариат, с особой исторической миссией, именно ему надлежит подготовить скачок из царства необходимости в царство свободы. Т.о., свобода и у Маркса К. становится мерой и оценкой развитости, прогрессивности общества. Теории прогресса (несмотря на схематизм и некоторую отдалённость от реальных исторических событий) являются мощным мировоззренческим обоснованием революционных преобразований в обществе. Однако утопизм прогрессистских концепций является метафизическим обоснованием и легитимацией насилия в обществе. С т.з. прекрасного будущего, любое настоящее теряет свою ценность и получает негативную оценку. Будущее является мерой прогрессивности любого общественного явления. Резкую критику марксистской и гегелевской философии истории предпринял Поппер К. в знаменитой работе "Открытое общество и его враги", в которой он оценил попытки выявить исторические законы прогрессивного развития как исторические пророчества. Своеобразной мировоззренческой и теоретической реакцией на распространённость и авторитет прогрессистских теорий стала альтернативная прогрессизму релятивистская концепция культурной самобытности Шпенглера О., разрушившая фундаментальные основы теории исторического прогресса - европоцентризм и всемирность истории.

Типы социального развития

Типы социального развития

Эта концепция становится эффективным способом осознания современной исторической ситуации (массового общества) как заката культуры, перерождения культуры в цивилизацию. Творческий потенциал, самобытность и уникальность каждой культуры, по мнению Шпенглера О., утрачивается с её перерождением в цивилизацию. Концепции линейной прогрессивной всемирной истории противостоит теория локальных, замкнутых культур. С т.з. английского историка и социолога Тойнби А., человечество представляет собой совокупность отдельных цивилизаций, различающихся устойчивыми типами мышления и чувствования, что пр.всего проявляется в религии. Культура представляет собой творческое ядро каждой цивилизации, творцом ценностей которой является культурная элита. Эти ценности являются уникальным способом, продуктом и результатом цивилизационного продуктивного ответа данного общества на исторический вызов. Локальные цивилизации, т.н.м., по утверждению Тойнби А., не абсолютно разделены, и человечество может объединиться на основе религиозного синтеза. Идея объединения человечества также обсуждается в современной русской философии. Академик Моисеев Н. прогнозирует будущее объединение человечества, появление цивилизации с коллективным обще планетарным разумом как ответ на глобальные вызовы истории. Прогрессистские концепции придают истории человечества целостный характер. Однако телеологизм и неизбежный финализм являются наиболее уязвимыми их сторонами, демонстрирующими их теоретическую противоречивость. Но, кр.того, пргрессизм вызывает справедливую критику с моральной т.з. Утопизм, неизбежный спутник прогрессистских теорий, рассматривает любое состояние общества как средство для будущего, человек, как и человечество настоящего, теряет свой собственный смысл. Общество превращается в материал для социальных революционных экспериментов. кр.того, возникает большая проблема с определением критериев прогресса. Повышение стабильности, гарантированности, защищенности человеческого бытия противоречит исходной прогрессистской установке - абсолютной изменчивости. Идея прогресса наиболее адекватно отражала мировоззренческую и научную ситуацию XVIII-XIX вв. В современном обществе она требует существенных корректировок.

Абсолют, абсолютное  Авторитет  Академия наук  Альтернатива  Богословие (теология)  Движения социальные  Деятельность  Закономерность  Законы социальные  Защита социальная  Индивидуализм  Институт социальный  Интерес социальный  История  Классовая борьба  Классы  Концепция  Культура  Личность  Марксизм  Массовое общество  Материализм  Материализм исторический  Мировоззрение  Мораль  Мораль и политика  Нация  Общество  Отношения социальные  Позитивизм  Политическая борьба  Потребность  Предпринимательство  Производство  Пролетариат  Реакция  Революция  Регресс  Релятивизм  Род  Россия  Свобода  Собственность  Современное общество  Телеология  Утопия  Философия  Формация  Христианство  Ценность  Цивилизация  Человек  Эволюция  Элита  Эпоха  Тойнби Арнольд  12 ЯН 1903  7 ФВ 1960

   

SM