Родченко А.М._

Авангардизм  Агитация  Армия  Архитектура  Быт  Война  Группа социальная  Декрет  Деятельность  Идеализм  Искусство  Классицизм  Комиссар  Конная армия, первая  Красная гвардия  Культура  Народность  Общество  Организация социальная  Отечественная война  Отношения социальные  Пионеры  Правые и левые  Просвещение  Реализм  Революция  Республика  Россия  Свобода  СНК  Советы  Современное общество  Социализм  Социальная революция  Труд  Федерация  Фронт  Эвакуация  Горький А.М.  Кандинский В.В.  Малевич К.С.  Татлин В.Е.  23 НЯ 1891  11 СН 1894  1911  1914  1916  1916  1916  1917  1917  1918  к.1919  1920  1920  1921  1921  1923  1923  1924  1924  1925  1928  1928  1929  1930  1930  1932  1933  1934  1935  1937  1938  1939  1941  1942  1943  1945  1951  1954  1955  25 НЯ 1956  3 ДК 1956  7 СН 1993

Просвещение - прогрессивное идейное направление периода перехода от феодализма к капитализму, выступало против феодального гнёта за установление "царства разума", основанного на "естественном разуме" и политической свободе. Явилось идейной основой в борьбе с феодализмом. В России возникло под влиянием идей Великой французской революции и идей французских просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Княгиня Дашкова Е.Р. в беседе с Дидро Р. отмечала: "Просвещение ведёт к свободе; свобода же без просвещения производит только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников станут просвещёнными, тогда они будут достойны свободы, поскольку не смогут использовать её во вред своим согражданам, ...разрушить порядок и отказаться от повиновения, необходимого при любом правлении" (Дашкова Е.Р. 

Записки. VIII. Особенности крепостного права в России. Беседа Дашковой Е.Р. с Дени Дидро). Развитию просвещения способствовали и внутренние факторы: восприятие европейской культуры и общественной мысли, развитие национального самосознания. Молодая Екатерина II вела с французскими просветителями оживлённую переписку, выполняя на практике все их советы. Однако, когда идеи просветителей восторжествовали в ходе революции и обернулись для Франции и Европы потоками крови, она одумалась. Русскими просветителями были Новиков Н.И. и, условно, Радищев А.Н. 7 СН 1782 была образована комиссия по учреждению народных училищ. Развитию просвещения способствовали реформы Александра I. 5 ФВ 1803 была проведена реорганизация народного просвещения: страна поделена на пять учебных округов во главе с попечителями; устанавливается 4 вида учебных заведений: приходская школа, гимназия, лицей, университет.

Расходы России по отдельным частям бюджета. 1900-1913 гг. В %

Расходы России по отдельным частям бюджета. 1900-1913 гг. В %

14 ЯН 1814 в Петербурге была открыта Императорская Публичная библиотека; теперь - Российская национальная библиотека (27 МР 1992 указом Президента РФ "О Российской национальной библиотеке" ей присвоен статус национального книгохранилища). 20 ДК 1828 была начата реформа начального и среднего образования. Издание нового школьного устава 30 НЯ 1872 в Москве был открыт музей прикладных знаний (теперь - Политехнический). 3 МЙ 1908 был принят закон о школьной реформе. 26 ДК 1919 вышел декрет о ликвидации неграмотности населения РСФСР. 6 ФВ 1925 Румянцевская публичная библиотека была преобразована в Государственную библиотеку им.Ленина В.И.; теперь Российская государственная библиотека. 31 АВ 1925 был принят декрет о введении всеобщего начального обучения. Но этого показалось мало, и 14 АВ 1930 было опубликовано постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении". Речь шла о расширении сети земских школ с бесплатным образованием. 18 ИЛ 1954 в советских школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек. 10 МЙ 1956 была отменена плата за обучение в старших классах, а 6 ИН 1956 вышло Постановление СМ СССР "Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР". Своё видение реформы системы образования Хрущёв Н.С. изложил в опубликованной 21 СН 1958 записке "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране". 12 НЯ 1958 состоялся пленум ЦК по докладу Хрущева Н.С. на XXI съезде КПСС "Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы" и тезисам ЦК и СМ "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране". 26 МЙ 1959 было опубликовано постановление ЦК и СМ о мерах по развитию школ-интернатов. 15 ФВ 1960 вышло постановление ЦК и СМ об организации школ с продлённым днём. 6 ИЛ 1960-9 ИЛ 1960 прошёл Всероссийский съезд учителей, на котором речь держал Хрущёв Н.С. 10 АВ 1964 вышло постановление ЦК и СМ об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением.

Академия наук  Анархизм  Гимназия  Государство  Гражданство  Группа социальная  Декрет  Закон  Земства  Император  Капитал  Капитализм  Классы  Князь  Коммунизм  Крепостное право  Культура  Культурная революция  Лицей  Министерства  Народность  Национальное самосознание  Нация  Образование  Общество  Партия  Пленум  Политика  Политическая борьба  Попечительство  Президент Российской Федерации  Прогресс  Производство  Реальное образование  Революция  Республика  Реформа  Россия  Санкт-Петербург  Свобода  СНК  Совет министров  Советы  Социализм  Статус социальный  Труд  Университет  Федерация  Феодализм  Энциклопедисты  Александр I  Дашкова (Воронцова-Дашкова) Е.Р.  Екатерина II  Новиков Н.И.  Радищев А.Н.  Ульянов В.И.  Хрущёв Н.С.  

7 СН 1782  5 ФВ 1803  14 ЯН 1814  20 ДК 1828  30 НЯ 1872  3 МЙ 1908  26 ДК 1919  6 ФВ 1925  31 АВ 1925  14 АВ 1930  18 ИЛ 1954  10 МЙ 1956  6 ИН 1956  21 СН 1958  12 НЯ 1958  26 МЙ 1959  15 ФВ 1960  6 ИЛ 1960  9 ИЛ 1960  10 АВ 1964  27 МР 1992

Док.Дашкова Е.Р. Записки. Извлечения. Беседа императрицы Екатерины II с Е.Р. Дашковой по поводу создания Российской академии, словаря русского языка

Док.Коростелёв А.А. Учительство и партия. Извлечения

Термины:  

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM