Ртищев Ф.М. Блага Бог Братства Гражданство Дворецкий "Дело" Денга Деньги Деятельность Дворецкий Дворцы Дворянство "Дело" История Киев Монастырь Организация социальная Просвещение Приказы Раскол церковный Реформа Россия Тайных дел приказ Традиция Участие политическое Царь Частная собственность Алексей Михайлович АП 1626 1649 1654 1654 1655 17 МЙ 1656 1656 1664 1670 21 ИН 1673 1682 Раскол церковныйРаскол церковный (1653-1667). В XVII в. не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком нравственное поведение стало предметом сатиры Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появились "беспоповские" ереси; Старообрядческий монах челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствовали о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) м.священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывавшее притеснения со стороны церковных иерархов, нередко оказывалось солидарно с крестьянством. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнётом не "боем", а обличениями. В 1640-е вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия", который в годы царствования Алексея Михайловича стремился вернуться к старинной русской традиции. К кружку Стефана Вонифатьева примкнул будущий патриарх Никон (в тот момент архимандрит Новоспасского монатыря), а так же Неронов И., Ртищев Ф.М., Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Моление протопопа Аввакума Став патриархом, Никон (1653-1656) поменял свои взгляды и начал стремиться усилить централизацию русской церкви в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой (воссоединением с Украиной и усилением связей с южнославянскими народами). Церковный Собор и царь одобрили процесс унификации. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатанорвский, Дамаскин Птицкий и др. Началось исправление книг и унификация церковных обрядов в соответствии с греческой православной церковью. Изменению подлежали двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение по-солонь, земные поклоны, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа "аллилуйя". Антихрист: император Петр I, Патриарх Никон и апокалипсический зверь. Старообрядческая миниатюра XIX в. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1651 и т.о. получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Оставались так же большие разногласия в канонизации русских святых. Реформа вызвала сопротивление консервативного духовенства. "Ревнители благочестия" были осуждены церковным собором 1656, многие арестованы и сосланы. Тех, кто держался за старую веру - раскольников (старообрядцев), уходивших в скиты - возглавил протопоп Аввакум. Произошёл раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона. Старообрядцы сжигали себя, проповедуя крещение огнём ввиду скорого прихода антихриста. Ок.20 тыс.уничтожили себя таким образом. 8 ИЛ 1658 Никону, поссорившемуся с царём, пришлось демонстративно покинуть Москву, но он сохранил за собой патриаршество. Его огромная власть вызывала недовольство царя, бояр и церковных иерархов. Перов В.Г. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880 Собор 1666-1667, проходивший с приглашением восточных патриархов, лишил Никона сана за самовольное оставление престола, постриг в монахи и сослал. В то же время Большой Московский собор 1666-1667 одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформу объявил еретиками и предал анафеме. В 1716 правительство предприняло перепись раскольников, чтобы обложить их двойным налогом. Архиерей Архимандрит Блага Богословие (теология) Вера Власть Государственности традиции Древняя Русь Закон "Золотое правило" нравственности Ересь Иерархия Изменения социальные Календарная обрядность восточных славян Канонизация Крещение Руси Монастырь Монах Москва Налоги Оппозиция Предпринимательство Православие Протопоп Раскол церковный Русская православная церковь Собор Старообрядчество Традиция Украина Централизация Царь Церковь Челобитная Аввакум Петров Алексей Михайлович Никон Ртищев Ф.М. 640-е 1651 1653 1656 8 ИЛ 1658 1666 1666 1667 1667 1716
|