Распутин Г.Е._

Авторитет  Амнистия  Армия  Бог  Великий князь  Вера  Власть государственная  Власть политическая  Великий князь  Война  Генерал-прокурор  Гимн  Граф  Губерния  Двор  "Дело"  Деятельность  Железные дороги  Иерусалим  Император  Империя  История  Князь  Крестьяне  Кризис  Личность  Министерство  Мировая война  Монархия  Монастырь  Патриарх  Первая мировая война  Политика  Политика с позиции силы  Потребность  Православие  Правые и левые  Пустынь  Революция  Род  Россия  Санкт-Петербург  Святая земля, Святые места  Секта  Собственность  Соловецкий монастырь  Ссылка  Ставка Верховного главнокомандующего  Фаворит  Фрейлина  Фронт  Царское Село  Царь  Церковь  Человек  Александра Фёдоровна  Витте С.Ю.  Николай II  Николай Николаевич  Пуришкевич В.М.  Романовы  Цесаревич Алексей  Шульгин В.В.  Юсупов Ф.Ф.  10 ЯН 1869  1890  1892  1895  1898  1900  осень 1905  5 НЯ 1906  н.1911  лето 1911  29 ИН 1914  1 АВ 1914  1914  2 ЯН 1915  23 АВ 1915  17 ДК 1916  1917  1942

Рациональность - характеристика любого процесса (природного, социального, ментального) как разумно упорядоченного. В прошлом рациональность была характеристикой не только человеческой деятельности, но и бытия в целом, была онтологической категорией. Начиная с нового времени проблема рациональности, её основных видов решалась в рамках проблемы соотношения рассудка и разума. У истоков учения о рассудке и разуме стояли Аристотель, Кузанский Н., Кант И., Гегель Г. Рассудок расчленяет, регистрирует, описывает видимое, следуя правилам, объясняет и предсказывает. Рассудок "инструментален", он имеет дело с конечным и обусловленным, он не обрушается к "началам и концам". Рассудок оперирует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассудок - целевыполняющая деятельность. Разум - это поиск "единства в правилах", форма теоретического осознания познавательной деятельности. Разум задаёт нормы, правила, выясняет их "последние" основания, определяет цель познания. Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задаёт основные регулятивы познавательной деятельности, он ценностно ориентирован. Проблема соотношения рассудка и разума не выводит рациональность за пределы познания. Для классической философии проблема рациональности - это проблема соотношения философии и науки. Проблема рациональности вычленяется из общей гносеологической проблематики в связи с обнаружением расхождения разума и бытия, отсутствия единых принципов познавательной деятельности на все времена и для всех народов. Обращение к проблеме рациональности заключает в себе вопрос "как возможен разум", каковы формы и границы его действия. В современной философии проблема рациональности выходит за пределы теории познания; рациональность становится характеристикой всех видов человеческой деятельности. Рациональность как разумно обоснованная деятельность имеет несколько значений. Рациональность в сфере научного познания - это степень "фундированности", обоснованности знания; она предполагает наличие безусловных критериев, позволяющих отличить знание от незнания, науку от ненауки, истину от лжи. Под рациональностью иногда понимают степень согласованности целей и средств познания, метода и теории. Рациональность рассматривают и как способность объяснения, сведения неизвестного к известному.
 

Термины:  Действие социальное  Деятельность  Истина  Классицизм  Коллективное хозяйство (колхоз)  Менталитет  Народность  Норма социальная  Отношения социальные  Сфера  Философия  Ценность  Человек

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Аристотель

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

   

SM