Черепнин Л.В. Абсолютизм Академия Академия наук Археология Архивы исторические Бессарабия Буржуазия Вспомогательные исторические дисциплины Государство "Дело" Деятельность Древняя Русь Земские соборы Земства Интерес социальный Исследование социологическое История Капитализм Классы Коммунизм Лавра Медали Монархия Московский университет Народность Общество Орден Палеография Партия Политика Политическая борьба Парламент Президент Республика Род Россия Русь Рязань Свято-Троицкая Сергиева Лавра Собор Советы Современное общество Сословие Сословно-представительная монархия Социализм Сфрагистика Труд Университет Федерация Феодализм Формация Хронология Централизованное государство Экономика Эпоха Ломоносов М.В. Сергий Радонежский 30 МР 1905 1921 1922 1925 1929 1931 1942 1948 1951 1951 1957 1957 1968 1969 1970 1972 6 ИН 1977 Русская правда"Русская правда" - первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы Закона Русского, Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Ярослав Владимирович Мудрый Существует более 100 списков (экземпляров). Первые 17 статей от начала до слов: "Правда оуставлена Роуськой земли" составлены и обнародованы в 1016. С этих слов начинается др.часть Краткой Правды - Правда Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого. Как нормы права, появилась сравнительно поздно и большую роль в общественной жизни продолжали играть законы обычного права. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, т.е. свободных граждан; устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, разбирала споры м.свободными людьми уравнивала в правах новгородских и киевских "мужей" и другое. Согласно "Русской правде", закупы и рядовичи находились в экономической зависимости и не могли уйти от владельца по своей воле. Их жизнь оценивалась в 5 гривен (так же как и лично зависимого холопа). Князь становится не только олицетворением силы, нор и справедливости. Владимир II Всеволодович Мономах В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Древнейшей редакцией является Краткая правда. Она сохранилась в двух основных списках так называемой Новгородской Летописи Младшего извода, составленных ок.ХV в. - Академическом и Археографическом. Остальные 11 списков Краткой Правды - позднейшие, ХVIII-ХIХ вв., и так или иначе выходят к Академическому списку. Ряд историков (Греков Б.Д., Черепнин Л.В., Зимин А.А.) полагали, что Древнейшая правда, или, как её иначе называют, Правда Ярослава, составлена ок.1016. Др.исследователи (Тихомиров М.Н., Юшков С.В.) склонялись к 1030-м как дате составления кодексов законов Ярослава. В Правде Ярославичей обнаруживаются черты, указывающие на ожесточённую борьбу, в условиях которой она была создана. Вероятно, заниматься "законотворчеством" князей заставили восстания в Киевском государстве 1068-1071: Киев. Аскольдова могила особенно высокие денежные штрафы устанавливаются здесь за убийства княжеских людей. Если основные источники Правды Ярослава - обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, и законодательство самого Ярослава, то в Правде Ярославичей содержится новый пласт правовых норм, имеющий основным источником не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Что же касается места возникновения Краткой Правды, то само название не оставляет сомнений в появлении документа в Киеве, т.к. название "Русь" присваивалось в ту пору Киевской земле. Наиболее распространённой была Пространная редакция Русской Правды. Вопросы классификации нескольких десятков сохранившихся списков достаточно сложны, древнейшим из этих списков является Синодальный, помещённый в Синодальной Кормчей 1282 (Синодальной Кормчей называлась книга, долгие годы хранившаяся в Синодальной библиотеке в Москве). Однако лучше всего сохранился Троицкий список, по которому и публикуется памятник в пособиях и хрестоматиях. Руины неизвестного собора в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 Если по Краткой Правде можно проследить становление феодальных отношений, то в Пространной Правде отразилось уже развитое древнерусское феодальное право. Во всех древнейших рукописях Пространная Правда разделена на две части: первая называется "Суд Ярославлъ Володимерич" или Устав Ярослава о судах. Она включает статьи с 1 по 52 по Троицкому списку и представляет собой изложение норм, содержащихся в Краткой Правде, а также норм, изданных в период, предшествующий княжению Владимира Мономаха. Вторая часть Пространной Правды по Троицкому списку состоит из норм, изданных Владимиром Мономахом и его преемниками, начинается новым заглавием "Устав Володимеръ Всеволодича" и называется "Мономаховой правдой". Устав князя Ярослава является как бы третьим этапом в истории правового кодекса в Киевском государстве. В этом памятнике основные принципы феодального права - права-привилегии - выявляются с полной определённостью. Кровная месть окончательно отменяется, общинные суды перестают функционировать. Руины Св.Софии. Юго-Западная башня. Рис.Абрагама ван Вестерфельда 1651 Княжеской юрисдикцией охвачена вся территория Киевского государства. Основными источниками Устава Ярослава являлись княжеское законодательство и судебная практика. Важный момент в развитии феодального права - Устав князя Владимира Всеволодовича, установившего основные принципы наследственного права, посвятившего холопам ряд норм своего законодательства. Вопрос о месте и времени издания Устава не вызывает особых затруднений. Как сборник законов великого князя Владимира Мономаха, он составлен в Киеве м.1113-1125. Обе части Пространной Правды составляют сборник правовых норм, открыто закрепляющих феодальный строй и привилегии боярства. Третья редакция Русской Правды - Сокращенная, по мнению большинства авторов, самая поздняя. С распадом Древнерусского государства развитие Русской Правды прекращается, но её отдельные нормы позже находили применение в Московском государстве. Применительно к потребностям Московского государства из Пространной правды были выбраны, частично переработаны отдельные нормы и составлены более краткие списки, получившие название Сокращенной редакции Русской Правды. Руины киевских храмов, возможно галерей Св.Софии. Рис.Абрагама ван Вестерфельда 1651 Исследователи полагают, что Сокращенная Правда сложилась в Московском государстве в ХV в. Наиболее распространённой в судопроизводстве была Пространная редакция. Следует иметь ввиду, что номера статей, которые приводятся в исследованиях, даны учёными, в самом же памятнике они отсутствуют, но есть киноварные (киноварь - красная краска, используемая в рукописях) заголовки. К Русской Правде относятся так же списки XIII-ХIV вв. Русская правда 2. Программа декабристов, составленная Пестелем П.И. в 1821-1823 как проект устройства будущей России. Одобрена Южным обществом и частично Северным обществом. Требования: уничтожение самодержавия (физическое истребление всей царской семьи) и крепостничества, введение диктатуры Верховного правления (на 10-15 лет), опиравшейся на 150 тыс.жандармов, учреждение республики со столицей в Нижнем Новгороде. Изгнание евреев в 1113 году из Киева Вервь Власть государственная Власть политическая Война Государственности традиции Гражданство Гривна Декабристы Денга Деньги Диктатура Древняя Русь Жандармы Закон Закон русский Закуп Имущественное неравенство Исследование социологическое Князь Крепостное право Личность Москва Новгород Новгородские русские Норманны Обычай Отношения социальные Памятник Политическая борьба Потребность Право Производство Республика Роль социальная Русские Рядовичи Синод Суды Российской Федерации Традиция Уклад Устав Феодализм Холоп Ценность Владимир Мономах Пестель П.И. Черепнин Л.В. Ярослав Мудрый ок.1016 1030-е 1068 1071 1113 1125 1282 1821 1823 1920 1980
|