История

Епова Ольга. Андрей Боголюбский

Сказание об иконе Богоматери Владимирской

"Сказание об иконе Богоматери Владимирской" - памятник литературы с.XVI в., повествующий о чудесах Владимирской иконы, "заступления державы Русския". Произведение приурочено к празднику сретения (торжественной встречи) иконы Божией Матери в Москве и избавления Русской земли от нашествия Тимура (26 АВ 1395). Сказание было написано для "Степенной книги", созданной в 1560-1563 духовником Ивана IV Андреем. В н.сказания излагается история иконы, которую, по преданию, при жизни Богородицы написал евангелист Лука. Во второй главе сообщается, что из Святых мест икона была перенесена в Константинополь, где находилась до второй четв.XII в. В княжение великого киевского князя Юрия Долгорукого она была привезена неким купцом из Константинополя в Киев. В последующих трёх главах повествуется о знамениях, совершавшихся от Владимирской иконы в Вышгороде, в Девичьем монастыре. Источником рассказа о чудесах иконы в Вышгороде и по пути во Владимир послужило древнее "Сказание о чудесах Владимирской Богоматери" - произведение литературы к.XII в. В сказании использовано ещё одно произведение владимирской литературы к.XII в.- "Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года". С небольшими изменениями оно почти целиком вошло в текст сказания как одна из его глав. В ней рассказывается об успешном походе Андрея Боголюбского на волжских болгар. Повествуя о нашествии Батыя и о разорении им Владимира, автор отмечает, что Владимирская икона уцелела, чтобы сохранять Русскую землю благодатью, проистекающею от неё по древнему обетованию: "Благодать моя с тобою". Рассказывая о главном событии сказания - перенесении в 1395 иконы из Владимира в Москву и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тимура,- автор следует тексту Повести о Темир-Аксаке в редакции Никоновской летописи. Написанное в составе Степенной книги сказание существовало и как самостоятельное произведение: исследователям известно более 50 его списков XVI-XIX вв. В 1580-х сказание было включено в Лицевой Летописный свод, миниатюры которого впоследствии были использованы в качестве иконографических образцов при росписи ярославских церквей.

Блага  Бог  Булгарское царство  Великий князь  Владимир-на-Клязьме  Изменения социальные  Икона  История  Киев  Князь  Купечество  Летопись  Миниатюра  Монастырь  Русь  Святая Земля, Святые Места  Сказание  "Степенная книга"  Церковь  Батый  Андрей Боголюбский  Долгорукий Ю.В.  Иван IV  Тимур (Тамерлан)  26 АВ 1395  1560  1563  1580-е

SM