Епова Ольга. Андрей Боголюбский

"Сказание об иконе Богоматери Владимирской" - памятник литературы с.XVI в., повествующий о чудесах Владимирской иконы, "заступления державы Русския". Произведение приурочено к празднику сретения (торжественной встречи) иконы Божией Матери в Москве и избавления Русской земли от нашествия Тимура (26 АВ 1395). Сказание было написано для "Степенной книги", созданной в 1560-1563 духовником Ивана IV Андреем. В н.сказания излагается история иконы, которую, по преданию, при жизни Богородицы написал евангелист Лука. Во второй главе сообщается, что из Святых мест икона была перенесена в Константинополь, где находилась до второй четв.XII в. В княжение великого киевского князя Юрия Долгорукого она была привезена неким купцом из Константинополя в Киев. В последующих трёх главах повествуется о знамениях, совершавшихся от Владимирской иконы в Вышгороде, в Девичьем монастыре. Источником рассказа о чудесах иконы в Вышгороде и по пути во Владимир послужило древнее "Сказание о чудесах Владимирской Богоматери" - произведение литературы к.XII в. В сказании использовано ещё одно произведение владимирской литературы к.XII в.- "Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года". С небольшими изменениями оно почти целиком вошло в текст сказания как одна из его глав. В ней рассказывается об успешном походе Андрея Боголюбского на волжских болгар. Повествуя о нашествии Батыя и о разорении им Владимира, автор отмечает, что Владимирская икона уцелела, чтобы сохранять Русскую землю благодатью, проистекающею от неё по древнему обетованию: "Благодать моя с тобою". Рассказывая о главном событии сказания - перенесении в 1395 иконы из Владимира в Москву и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тимура,- автор следует тексту Повести о Темир-Аксаке в редакции Никоновской летописи. Написанное в составе Степенной книги сказание существовало и как самостоятельное произведение: исследователям известно более 50 его списков XVI-XIX вв. В 1580-х сказание было включено в Лицевой Летописный свод, миниатюры которого впоследствии были использованы в качестве иконографических образцов при росписи ярославских церквей.

Термины:  Блага  Бог  Булгарское царство  Великий князь  Владимир-на-Клязьме  Изменения социальные  Икона  История  Киев  Князь  Купечество  Летопись  Миниатюра  Монастырь  Русь  Святая Земля, Святые Места  Сказание  "Степенная книга"  Церковь

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Батый  Андрей Боголюбский  Долгорукий Ю.В.  Иван IV  Тимур (Тамерлан)

01.gif (814 bytes)

Хронология:  26 АВ 1395  1560  1563  1580-е

01.gif (814 bytes)
   

SM