Хомяков А.С._

Академия наук  Бог  Богословие (теология)  Быт  Вера  Власть  Власть политическая  Гражданство  Даниловский монастырь  Дворянство  Душа  Западники  Земские соборы  Идеализм  Истина  История  Католицизм  Классицизм  Крепостное право  Крестьяне  Культура  Либерализм  Лидер политический  Лидерство  Мировоззрение  Монастырь  "Москвитянин"  Московский университет  Муром  Народность  Нация  Образование  Общество  Общество любителей российской словесности  Община  Община соседская  Органицизм  Политика  Православие  Просвещение  Реформа  Род  Россия  Русь  Самодержавие  Санкт-Петербург  Свобода  Свободы демократические  Славянофилы  Собор  Соборность  Советы  Сословие  Университет  Утопия  Философия  Христианство  Церковь  Цивилизация  Человек  Эпоха

Аксаков К.С.  Ермак Тимофеевич  Киреевский И.В.  Лжедмитрий I  Пётр I  Соловьёв В.С.  Флоренский П.А.

1 МЙ 1804  1839  1856  1858  23 СН 1860

Славянофилы - дворянско-либеральное националистическое направление общественной мысли 1840-1880-х, в противоположность западникам выступавшие за особый, отличительный от западноевропейского, самобытный путь развития России, основанный на крестьянской общине, единстве народа, православия и царизма. В обоснование этого приводились "истинность" православного христианства, наследующего традиции Восточной церкви. Славянофилы не исключали, т.н.м., использования ряда достижений западной культуры. Берут начало от ревнителей русской самобытности и чистоты русского языка в 1800-е (Шишков А.С.). Фактически выступали за внешнюю изоляцию страны. К к.XVII в. роль России в международных отношениях оставалась ничтожной, что вытекало из регионального характера её внешней политики; постоянные политические контакты поддерживались лишь с соседними государствами; что же касается связей с отдаленными странами, то они осуществлялись нерегулярно и большей частью на основе внешнеторговых интересов этих стран. Петровская эпоха, по мнению славянофилов, нарушила органическое течение русской жизни, внесла раскол м.дворянами и народом. Поэтому столь необходимо изучение народной жизни, возвращение к её истокам. Требовали отмены крепостного права, некоторого ограничения самодержавия (отмены личной зависимости крестьянина от помещика). Философские идеи славянофилов получили обоснование и развитие главным образом в работах Киреевского И.В. "О необходимости и возможности новых начал для философии", "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России", Хомякова А.С. "Записки о всемирной истории", "По поводу Гумбольдта", "Письма о современной философии"; в литературно-критических статьях Аксакова И.С. (26 СН 1823-27 ЯН 1886) и Аксакова К.С.(1817-7 ДК 1860). В концепции славянофилов подчёркивалось значение старорусского "мира" с общенародной собственностью земли, веры и обычаев; общего начала устройства жизни. Разрушительная роль рационализма, идущего с Запада, заключалась в раздроблении жизни, превращении некогда цельной реальности в совокупность изолированных фрагментов, соединённых тончайшей сетью абстрактных отношений. Принципу "внешней правды" государства гражданского права, социальной этики и эстетики славянофилы противопоставляли концепцию "органичной" общности, православной "соборности" с её началом любви. "Со борный разум" у Хомякова А.С. не есть культ коллективной безличности. Это "всецелый", цельный разум как совокупность индивидуальных мышлений, который только и может достичь знания "разумной цельности сущего... понимания истинной и живой действительности". Индивиду с его "точкой зрения" доступны лишь "полуправды", которые оборачиваются неправдой. Толь ко "соборный разум" является органом познания "всецелой", а не частичной истины. Уладить проблему взаимоотношений человека и общества, общества и истории означает пр.всего отказаться от индивидуальной рефлексии, от рационального пути самоопределения, слиться с общностью, с истинно христианскими ценностями, сохранившимися в крестьянской общине, Чтобы история обрела своё подлинное "человеческое" лицо, необходимо возвращение обособленного "просвещенного класса" в народ. В результате усилий русского родового дворянства, укоренённого в "почве", нация преобразуется в монолитность народа, чья индивидуальность определяется православной верой самобытностью жизни и одухотворена просвещённой мыслью.

Либерально-оппозиционное движение

Либерально-оппозиционное движение

Так, не без помощи славянофилов появляется понятие народности культуры, литературы и искусства, эксплуатировавшееся с различных идеологических позиций почти до к. XX в. Содержанием славянофильской консервативно-романтической утопии являлось отстаивание надиндивидуальности патриархального сознания, исключающей появление "лишних" людей, атомизацию общества, отчуждение, рациональную рефлексию. Человеку возвращались переживания покоя, внутренней уверенности, гармонии, вытекающие из неколебимости христианской веры и народных традиций, ставших органической частью внутреннего мира. Занимаясь проблемой русской национальной духовности, представители славянофилов не перечёркивают полностью современную им западную философию, напротив, они как прилежные ученики штудировали Канта И., Гегеля Г., Шеллинга, заимствовали их терминологию, следовали их логике. Однако философия славянофилов - это своеобразный "ответ-вызов" немцам и в их лице - всему Западу. Идеи славянофилов развивали "почвенники" и "поздние славянофилы" - Данилевский Н.Я., Леонтьев К.Н., представители религиозно-философской мысли к.XIX-н.XX вв. (Соловьёв В.С., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., евразийцы и т.п.). Добролюбов Н.А. в своей статье "Свисток" критиковал славянофилов, умилявшихся "доверию русского народа".

Термины:  Вера  Государство  Гражданское общество  Гражданство  Дворяне  Западники  Идеология  Индивидуализм  Интерес социальный  Искусство  Истина  Консерватизм  Концепция  Крестьяне  Культура  Либерализм  Личность  Народность  Национализм  Нация  Общество  Община  Общность социальная  Обычай  Отношения социальные  Отчуждение  Патриархальная семья  Политика  Православие  Рациональность  Род  Роль социальная  Россия  Русь  Соборность  Собственность  Традиция  Утопия  Философия  Христианство  Ценность  Человек  Эксплуатация  Эпоха  Эстетическое  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Аксаков И.С.  Аксаков К.С.  Добролюбов Н.А. Киреевский А.В.  Киреевский И.В.  Леонтьев К.Н.  Пётр I  Самарин Ю.Ф.  Тропинин В.А.  Хомяков А.С.  Шишков А.С.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1817  26 СН 1823  7 ДК 1860  27 ЯН 1886

01.gif (814 bytes)
   

SM