Флоренский П.А._

Абсолют, абсолютное  Академия  Архивы исторические  Блага  Бог  Быт  Вера  Волхвы (чародеи, "кощунники")  ВСНХ  ГПУ  Действие социальное  Деятельность  Диалектика  Добро и Зло  Диалектика  Душа  Ересь  Закономерность  Законы социальные  Идеализм  Икона  Индивидуализм  Искусство  Интеграция  Интерес социальный  Интуиция  Иррационализм  Истина  Историзм  История  Комиссар  Конституция  Концлагерь  Культура  Лавра  Личность  Материя  Мировоззрение  Монархия  Московский университет  Народность  Образование  Обычай  Органицизм  Памятник  Политика  Политическая борьба  Православие  Рациональность  Реабилитация  Республика  Род  Россия  Самодержавие  Санкт-Петербург  Свобода  Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Символизм  СНК  Советы  Социализм  Субъективный фактор в истории  Статус социальный  Судьба  Теодицея  Труд  Университет  Федерация  Философия  Христианство  Царь  Ценность  Церковь  Человек  Экстенсивное хозяйство  Эмпиризм  Эпоха  Эстетическое

Сергий Радонежский  Соловьёв В.С.  Ульянов В.И.  Шикльгрубер А.  Шмидт П.П.

9 ЯН 1882  1900  1904  МР 1906  1906  1908  1909  1910  1911  1912  1913  1914  1917  1919  1921  1929  1930  25 ФВ 1933  осень 1934  13 ФВ 1937  25 НЯ 1937  15 ДК 1937  5 МЙ 1958  22 ЯН 1989

Соборность - митрополит Иоанн: "Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении полностью приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственные идеи православия". (Иоанн, митрополит. Самодержавие духа. СПб, 1995, с.35). С философской т.з. оборность - термин, представляющий особый тип единения индивидов, принцип коммуникации, не допускающий окончательных дефиниций, невыразимый в рациональном дискурсе. Его теоретическая интерпретация представлена в работах Хомякова А.С., Соловьёва В.С., Трубецкого Е.Н. (род.23 СН 1863), Трубецкого С.П., Эрна В., Иванова Вс., Булгакова С., Франка С., Лосева А.Ф., Флоренского П.А., Бердяева Н.А., Бахтина М. Идея соборности, сформулированная Хомяковым А.С., опирается на мистико-романтическую, пантеистическую традицию мировой философии, в русской философии становится фундаментальным принципом славянофильской мировоззренческой ориентации, утверждающим онтологическое единство человечества. Соборность, всеединство, единство во множестве - идея, объединяющая несовместимые др.способами свободу и организацию, является универсальным конструктивным принципом эмпирических форм общения индивидов, символом органической целостностей, мировоззрёнческой парадигмойВ онтологическом аспекте соборность рассматривается как космическая связь, принцип совершенного единства множественности, внутренняя форма мистического тождества индивидов друг с другом и с целым; в гносеологическом - как смысл познаваемого бытия, доступный интуиции, духовно-чувственному опыту, теоретически обобщенному в концепциях цельного знания как органического синтеза веры и разума, науки и религии, истины и добра, субъекта и объекта. В нравственном аспекте соборность представляет личностную ответственность как основание эмпирического морального выбора. Исторически соборность как сверхвременное единство проявляется в трёх сферах коммуникации: в семье - духовно-телесном проявлении соборности; в религии в мистическом единстве индивидуальной человеческой души с абсолютным духом; в культурной традиции, закреплённой в ритуалах и обрядах (формах символической организации), посредством которых осознаётся и закрепляется чувство общей судьбы, истории, связи поколений. Соборность, т.о., - органическая связь времён и народов, вне которой невозможны никакие эмпирические коммуникации. С наибольшей полнотой принцип соборности представлен в православной церкви как общении неслиянных (разделённых) душ; но видимая церковь есть лишь эмпирическое воплощение в настоящем невидимой вневременной Церкви, мистической (иррациональной) целостности, охраняемой Благодатью. Фундаментальной коммуникацией, определяющей характер этой целостности, является любовь. Без любви единение возможно только на основе внешнего объединения, взаимного расчёта, контракта и общественного договора, через закон и власть. Католическая церковь представляет собой аналог госу дарства, поскольку построена на законе, а не на Благодати. Подлинно действенная вера поддерживается не силлогизмами, а братской л любовью. Истинная соборная церковь - мистичес кое целое, индивид в церкви не теряет, а обретает свою инди видуальную свободу. Соборная мудрость как народное хоровое начало противопоставляется индивидуалистическому рассудку и чувственности. Любовь является ведущей потребностью в коммуникации, которой определяется целостность и ценность индивидуального бытия. Любовь есть особый акт социального поведения, обращённости к чужой жизни. Предмет любви предстаёт как сосредоточение ценностей. Через любовь, преданность людям, которые эти ценности представляют, они переживаются индивидом и тем самым обретаются. Через любовь к детям переживается и обретается ценность материнства и отцовства. Через любовь к Родине - ценность патриотизма. Через любовь к Богу - ценность служения ценностям и ценность самой любви. В любви осуществляется высшая форма само актуализации человека через переживание им полноты и целостности своей личности. Любовь, т.о., есть реальная манифестация всеединства, живой целост ности человеческого рода, утверждение индивидуальности жертвою эгоизма. Всеединство - собрание, сообщество личностей, силой своей любви образующих единую личность. Любовь - опыт самопожертвования в личностном, но не в вещественном бытии. Всеединство - результат все созидающей сил ы л юб ви. Вне любви многообразие индивидуальных коммуникаций редуцируется к роли господина или раба, закреплённой в отчуждённых социальных нормах и реализованной в их эмпирических модификациях. Психологическим следствием отчуждённых общественных отношений становится неприятие всего высшего низшим,, противопоставление "Я" всему иному, отделённость и разделённость индивидов. Философская формула соборности "Мы". "Мы" - принцип общества в отдельных его членах, первичное единство субъектов. Структура взаимосвязей этого единства раскрывается в философских категориях "Я", "Ты", "Мы", "Он", "Они". Дифференциация на "Я" и "Они", "Я" и "Ты" возможна только на основе признанной целостности "Мы". Даже разделённость и враждебность коммуникаций "Я" и "Он", "Я" и "Они" есть проявление изначальной целостности, утверждение единства в са мой враждебности. Дифференциация на "Я" и "Ты" есть форма сохранения "Мы". Коммуникация "Я-Ты" - путь преодоления эгоистической замкнутости и отчуждения. Соборность, т.о., - исток и суть социальности. Соборность как мировоззренческий принцип является методом оценки истории, права, религии, искусства, литературы, народной психологии и быта, форм государственного правления и организации общественной жизни. Полемика западников и славянофилов была выражением исторической ограниченности, исчерпанности коммуникаций традиционного общества, мировоззренческой реакцией на идейные, социально-политические и экономические новации в России, связанные с вступлением России в индустриальную фазу развития. Соборность - центральный термин, выразивший столкновение двух мировоззренческих установок: религиозной и рационалистической по проблеме самоидентификации индивида и общества; двух программ социальных преобразований и социального устройства: внутреннее устроение личности и рациональное совершенствование общественных форм внешнего принуждения. Славянофильский социальный проект строился на утверждении приоритета личности над обществом и государством. Западническая реконструкция общества предполагала перестройку древних учреждений, традиционных воззрений и быта на рациональных принципах целесообразности и справедливости. В полемике двух социо-культурных ориентацией было раскрыто значение иррациональных элементов в культуре, традиционных форм, психологии и религии в жизни народов вообще и России в особенности. В этом контексте соборность рассматривалась как способ бытия органической целостности, как проявление народного творчества в производстве особого типа общности. Церковь, община, народ - общности, не тождественные государственным институтам и официальным организациям. Соборность, особенно в России, - выражение народного миросозерцания, основы всей общественной жизни, переделать которую, по убеждению славянофилов, невозможно, не разрушив самые основания культуры. Это базовая коммуникация, определяющая содержание и порядок всех социальных форм. В славянофильских концепциях историческими формами общинного начала являются сельский сход, вече, земское собрание. В России внешняя организация общественного быта уступлена народом государству, "земля", земство сохраняют самостоятельность как вольное братство, как метафизическая душа политического союза. Сила государства не раздроблена м.классами и партиями, а сосредоточена в руках царя, который и является субъектом власти, др.субъектом политической органической целостности является община. Неограниченность царской власти опирается на свободу выражения общественного мнения в Думе, на соборном собрании. Вследствие реформ Петра I был искажён народный строй России: власть была отчуждена от народа и стала осуществляться бюрократическим окружением царя. За этими оценками исторического процесса отчетливо проявился славянофильский мессианизм, признание социальной будущности за иранским началом в истории, за общинным способом его проявления. В Европе народ посредством общественного договора становится государством, признавая и в юридических формах закрепляя индивидуализм и эгоизм. В России народ - субъект мирового прогресса, цель которого заменить царство рационального эгоизма гармоническим синтезом общинности в качестве основы любых форм общения и объединения людей. Тем самым утверждается реальная общность без потери индивидуальности, действительное преодоление одиночества. Соборность и всеединству противостоит коллективизм как принцип ложных, превращённых форм объединения людей и самоидентификации индивида. Коллектив (объективированная общность) враждебен личности, которая посредством различных форм общественной организации превращается в объект манипулирования, теряя свою свободу. Свобода личности в коллективе реализуется как прорыв к подлинному бытию, к чистой духовности экзистенции через разрушение "мира объективации", природных и социальных ограничений, как личностное изживание греховности, путь из отчужденности к соборности церковного сознания, к вселенскому космическому универсализму.

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Блага  Бог  Быт  Вера  Вече  Власть  Власть государственная  Власть политическая  Государство  Действие социальное  Древняя Русь  Дума  Душа  Закон  Законы социальные  Западники  Земские соборы  "Золотое правило" нравственности  Идентификация и идентичность социальная  Индивидуализм  Индустриальное общество  Институт социальный  Интуиция  Иррационализм  Искусство  Истина  История  Календарная обрядность восточных славян  Католицизм  Классы  Концепция  Космос  Культура  Личность  Мировоззрение  Митрополит  Мораль  Мораль и политика  Народность  Норма социальная  Общественный договор  Общество  Община  Общность социальная  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Отчуждение  Пантеизм  Парадигма  Партия  Патриотизм  Политика  Потребительского поведения теория  Потребность  Прогресс  Производство  Рациональность  Россия  Свобода  Славянофилы  Собор  Структура социальная  Судьба  Сфера  Традиция  Русская православная церковь  Философия  Царь  Ценность  Церковь  Человек  Экономика  Эмпиризм

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Бердяев Н.А.  Лосев А.Ф.  Соловьёв В.С.  Трубецкой С.П.  Флоренский П.А.  Хомяков А.С.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  23 СН 1863

   

SM