Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага. С количественной т.з., говорят о величине спроса. Закон спроса отражает обратную зависимость м.ценой и количеством спрашиваемого блага, т.е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать данный товар по новой цене. Максимальная цена, на которую покупатель готов согласиться при покупке товара, называется ценой спроса. Изменение цены приводит к изменению величины спроса. Однако на спрос влияют также неценовые факторы, их называют неценовыми детерминантами спроса: вкусы и предпочтения покупателей, число потребителей данного товара, денежные доходы населения, цены на сопряжённые товары, потребительские ожидания, налоги, внешние условия. Американский экономист Лейбенстайн X. делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.

Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определённую цену. Взаимосвязь м.ценой и спросом характеризуется законом спроса, в соответствии с которым величина спроса уменьшается по мере роста цены и увеличивается по мере снижения её. Исключение составляют лишь товары низкого качества, т.к. если цена увеличилась в связи с улучшением качества, то это может привести к увеличению спроса.

Спрос нефункциональный - та часть спроса которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими благу качествами. В нём могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Социальный спрос связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются, - эффект присоединения к большинству. Др.стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению - эффект сноба (покупатель-сноб ни за что не купит то, что покупают все). Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное, престижное потребление, - эффект Веблена ("Теория праздного класса"). Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем. Изучению этих аспектов посвящена теория мотивации поведения.

Спрос функциональный - такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами самого экономического блага.

Эластичность спроса перекрёстная - показатель интенсивности реакции спроса на данный товар в ответ на изменение цены связанного с ним товара (в процентном отношении). Поскольку количество блага, которое готовы приобрести покупатели, зависит не только от цены данного блага, но и от цен на связанные по потребностям товары, то закономерно возникает вопрос об измерении интенсивности зависимости спроса на данное благо от изменения цены на др. благо. Выделяются три вида связи м.благами (по отношению к удовлетворению потребностей): нейтральность, заменяемость и дополняемость. В случае отношения заменяемости м.двумя благами повышение цены на одно из них вызывает увеличение спроса на др., зависимость здесь будет прямой, что выражается в положительном значении коэффициента перекрёстной эластичности (напр., различные марки автомобилей). Этот показатель часто используют при определении степени монополизации отрасли. Положительное значение этого коэффициента говорит о том, что у производителя этого товара есть конкуренты. Он часто используется при проведении антимонопольной политики. Повышение цены на взаимодополняющее благо действует в направлении снижения спроса на данный товар, что свидетельствует об обратной зависимости и выражается в отрицательном значении коэффициента перекрёстной эластичности спроса (напр., автомобили и бензин).

Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению дохода показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар, если доход потребителя изменится на один процент. Помимо эластичности спроса по цене, существенное значение для объяснения изменения спроса и интенсивности его колебаний на рынке имеет показатель эластичности спроса по доходу. В своей массе товары эластичны по отношению к доходу, и пр.всего предметы роскоши (для них эластичность спроса по доходу больше 1; так, бензин имеет эластичность спрос по доходу 1.1, вино 1.4, товары длительного пользования 1.8). Нейтральные, или нормальные, блага представлены стандартным набором потребляемых благ и имеют эластичность спроса по доходу, равную 1. Предметы первой необходимости неэластичны, поскольку их будут покупать независимо от изменения доходов (так, кофе имеет близкую к нулю эластичность спроса по доходу, птица 0.3, сыр 0.4, говядина 0.5, сигареты 0.8). Малоценные блага, такие, как макароны, недиетические продукты, имеют эластичность спроса по доходу меньше нуля, т.е. спрос на эти товары падает по мере увеличения доходов (так, цельное молоко - 0.5, свинина - 0.2, картофель - 0.2). Необходимо помнить, что в различных странах показатели эластичности спроса существенно отличаются, многое зависит от уровня доходов и потребления, культурных и исторических традиций и т.д. В нашей стране были проведены подобные исследования за 1961-1985, которые выявили, что мука, хлеб, хлебобулочные изделия имели коэффициенты эластичности спроса по доходу 0.479, радиотовары 1.912, одежда, бельё 1.004. Известно, что каждые 20-30 лет доход страны увеличивается примерно в два раза, соответственно изменяется потребление, а значит, и потребность в производстве тех или иных благ. Установлено, что в развитых странах по мере увеличения доходов возрастает потребность в услугах, а в развивающихся странах - в товарах длительного пользования. Отсюда очевидно, что доход воздействует на спрос, определяется эта зависимость с помощью показателя эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене - показатель интенсивности реакции величины спроса в ответ на изменение цены (в процентном выражении). Коэффициент эластичности спроса по цене - величина всегда отрицательная, поэтому его рассматривают по модулю. Если эластичность спроса по цене больше единицы, то говорят, что товар эластичен, если изменение цены сопровождается относительно небольшим изменением спроса, мы имеем дело с неэластичным товаром. Согласно исследованиям американской торговой комиссии, эластичность спроса по цене на некоторые товары следующая: картофель 0.3, сахар 0.3, сигареты 0.5, одежда 0.6, пиво 1, автомобили 2.1, мебель 1.2. Очевидно, что спрос на неэластичные товары в меньшей степени зависит от изменения рыночной цены, т.е. люди будут продолжать покупать эти товары, даже если цена на них повысится. Основным фактором эластичности спрос по цене является заменяемость товара (наличие и степень близости товаров-заменителей, удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя, степень значимости и необходимости товара, период времени для принятия решения о его приобретении).

 

Термины:  Блага  Бюджет  Государственности традиции  Деньги  Доход  Закон  Закономерность  Законы социальные  Изменения социальные  Индекс цен  История  Инфляция  Исследование социологическое  Классы  Конкуренция  Монополия  Налоги  Общество  Политика  Политика денежно-кредитная  Потребительская корзина  Потребительского поведения теория  Потребность  Престиж социальный  Производство  Рациональность  Реакция  Рынок  Рыночная экономика  Товарно-денежные отношения  Товарное хозяйство  Традиция  Экономика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

   

SM