История

Собрание старообрядцев

Собрание старообрядцев

Старообрядчество

Старообрядчество - совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших реформы патриарха Никона в XVII в., что привело к расколу и оппозиции официальной православной церкви. С к. XVII в. в крестьянских библиотеках старообрядцев появились азбуковники. Особой популярностью у старообрядцев пользовались "Великие четьи минеи" Макария. Примером перерастания религиозной борьбы старообрядцев в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов, подвергнув монастырь блокаде. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60. Особый успех имели проповеди раскольников в Сибири. Они не боялись выступать на площадях, срывали церковные службы, распространяли "прелестные листы". Проповедников избивали, заключали в тюрьмы. Старообрядцы редко шли на переговоры с "антихристовой властью". С их т.з., "последние времена" уже наступили, близился конец света, и спасти от "никоновской мерзости" могло лишь "огненное крещение" - массовое самосожжение. Впервые такое случилось в 1672 в Н.Новгороде и с тех пор повторялось всё чаще. В 1677 в Тобольском уезде закончили жизнь в огне более 1700 единомышленников монаха Даниила. У Даниила нашлись последователи, в особенности среди крестьян, готовые "в огне гореть, как у Данилы священноинока пострадали". Беглецов в "пустыни" и гарей становилось всё больше, а в 1681 "раскольничьи листы" распространялись уже с колокольни Ивана Великого в Москве. Старообрядцы считали самосожжение "неоскверняемым крещением огнём" и шли на него для того, чтобы "не погибнуть зле духом своим". А зло олицетворяла светская и духовная власть, проводившая никоновскую реформу. Никона же раскольники давно считали Антихристом. "Верной приметой" его пришествия, по их мнению стала чума 1654 и последовавшие за ней небесные знамения. Архимандрит Новоспасского монастыря Спиридон рассчитал, что пришествие Антихриста состоится в 1666, а царство его продлится три года, после чего настанет конец мира. Когда конец света в указанный срок не наступил, это истолковали как отсрочку, которая дана людям на искупление грехов. Полагали, что продлится она 33 года - ведь таков был и срок земной жизни Христа. Времени для искупления грехов оставалось мало, а очистительный огонь давал спасение всем и немедленно. В 1716 правительство предприняло перепись раскольников, чтобы обложить их двойным налогом, но 12 МР 1798 вышел указ о разрешении старообрядцам строить свои церкви во всех епархиях. До 1906 преследовалась властями. Имеет ряд течений, толков, церквей. Наиболее ярким выразителем недовольства был протопоп Аввакум.

Азбуковники  Архимандрит  Бог  Власть  Власть государственная  Группа социальная  Епископ  Календарная обрядность восточных славян  Крестьяне  Крестьянская война Разина С.Т.  Крещение Руси  Монастырь  Монах  Москва  Налоги  Оппозиция  Переписные книги  Политическая борьба  Предпринимательство  "Прелестные письма"  Протопоп  Раскол  Реформа  Русская православная церковь  Сибирь  Современное общество  Соловецкий монастырь  Тобольск  Уезд  Церковь  Аввакум  Иван IV  Никон  1654  1666  1668  1672  1676  1677  1681  1716  12 МР 1798  1906

SM