Фатхиева Татьяна. Греция

Сфрагистика (греч.- печать) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, что помогает установить подлинность, авторство и дату создания документа. Общепризнанных официальных символов на Руси не было, но высокопоставленные лица в течение почти пяти столетий использовали для удостоверения документов вислые металлические печати - буллы, образцом для которых служили византийские печати. На княжеских буллах чаще всего изображались святые покровители князей. В XIV в. тип княжеской буллы изменился - на оборотной стороне печати помещаются титул и имя князя. На печатях Великих московских князей изображения святых обязательно сопровождались надписью "Печать великого князя (имя)" или "Печать князя великого (имя) всея Руси". Со временем металлические буллы уступили место вислым восковым и прикладным печатям, несущим уже (кроме церковных) светские символы и круговую легенду - расположенную вокруг изображения надпись с именем и должностью владельца. С к.XV в. установился западноевропейский стиль оформления печатей. Великие и удельные князья стали использовать разнообразные печати, вырезанные из камня, т.н. геммы, - часто это перстни-печатки. В основном геммы были античного или западноевропейского происхождения. Отец Ивана III Василий II для скрепления грамот использовал печать с аллегорическим изображением - квадрига Солнца, управляемой Аполлоном, держащим в одной руке пучок стрел, а в др.шар, возможно, солнце. Этой печатью было скреплено большинство жалованных и договорных грамот Великого князя, но она не прижилась. Иван III на протяжении четверти века использовал уже другую печать, которую применял в последние годы его отец - это была восьмигранная гемма с изображением льва, терзающего змею. Лев с XII в. встречается в русской княжеской эмблематике, а сцена терзания змеи используется и др.князьями, напр., на монетах суздальско-нижегородского княжества змею терзает грифон, на монетах верейского князя Михаила Андреевича - орёл. В европейской иконографии, пр.всего монетной, змей или дракон трактуется, особенно с распространением культа св.Георгия, как враг. Но и эта эмблема не прижилась, т.к. Иван III избрал для государственных печатей др.символы, более отвечающие требованиям новой политической ситуации. В к.XV в. появилась двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой - всадник, поражающий копьём дракона, а на др.двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна, но до наших дней сохранилась скреплённая ею грамота Ивана III о жаловании его племянникам волостей, выданная в 1497. Ранее, в 1479, Иван III выдал Соловецкому монастырю грамоту, скреплённую серебряной позолоченной буллой, имевшей изображение всадника, поражающего дракона. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами.  всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кр.того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей - через владимирских - от киевских, чьим покровителем считался св.Георгий. Юрий Долгорукий построил в его честь много церквей и основал город его имени - Юрьев-Польской. В к.XIV и в течение всего XV в. новая государственная идеология утверждала исключительную роль Москвы и московских князей в объединении Руси. С помощью этого символа Иван III заявлял о древнем происхождении своей власти и преемственности от князей-воинов Киева и Владимира. От его любимой печати со львом, грызущим змею, был всего лишь один шаг до всадника-змееборца, символа более значительного и политически выгодного, и такой шаг был сделан. В 1625 была была ведена новая государственная печать, в царский титул включается слово "самодержец".

 

Термины:  Аристократия  Бояре  Великий князь  Византийская империя  Владимир-на-Клязьме  Владимиро-Суздальское княжество  Власть  Власть политическая  Война  Волость  Восточные славяне  Временное правительство  Вспомогательные исторические дисциплины  Города восточных славян  Государство  Грамота  Жалованная грамота  Идеология  Икона  История  Киев  Князь  Новгород  Отношения социальные  Политика  Политические символы  Республика  Роль социальная  Русь  Самодержавие  Славяне  Соловецкий монастырь  Удельные земли (удел)  Царь  Церковь

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Александр Ярославич (Невский)  Василий I Дмитриевич  Василий II  Дмитрий Иванович Донской  Долгорукий Ю.В.  Иван III  Иван IV

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1479  1497  1625

01.gif (814 bytes)
   

SM