Сход - орган сельского самоуправления в виде собрания. Внесение правительством изменений в земское законодательство; предоставление права лицам непривилегированных сословий быть избранными председателями земской управы; отмена отдачи крестьян-должников в заработки и определение к ним опекуная общинников - мирской сход; или специально выбранных представителей от дворов (после 1838) - сельский сход. Проводил передел общинных земель, распределял подати и повинности, разрешал переселение, проводил суд по мелким повинностям и определял наказание. В "Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" отмечается: "Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели получают также следующие права по состоянию: 1) на основании правил, в сем Положении изложенных, участвовать на сходах в составлении мирских приговоров и в общественных выборах; равно отправлять по выборам общественные должности, установленные законом; 2) перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в сём Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании; 3) отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением; 4) отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, учёной и межевой частям на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам с исключением из податного оклада (Св.Зак. 1857 г.: т.III, Уст.о Служ. от Прав., ст.60-63, 69, 73-75, 77 и 81; т.V, Уст. о Под., ст.316-320 и т.X. ч.3, Зак.Меж., ст.267 и по Прод. III №1 примеч. к ст.271)" (ст.29). В н.XX в. взыскание с крестьян Коми края налогов и сборов определялось пр.всего "Положением о порядке взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ" от 23 ИН 1899. Согласно ему, в сельских обществах из нескольких селений, имевших отдельное владение землёй, раскладка выкупных платежей, государственного поземельного налога, земских и мирских сборов определялась в н.каждого окладного года на селенных сходах. В сельских обществах, где все селения владели земельным наделом сообща, это делали сельские сходы. Окладные листы названных налогов и сборов, кроме мирских, поступали от губернской казённой палаты. Основанием раскладки служил размер общинного надела у каждого домохозяина. Взимание окладных сборов возлагалось на сельские и волостные крестьянские управления под руководством податного инспектора и земского начальника. По ст.36 "Положения" каждое селение с земельным наделом на 60 и более окладных душ отвечало за исправную уплату налогов и сборов круговой порукой. Если у селения был надел на меньшее количество окладных душ, за уплату отвечал каждый отдельный домохозяин. Законом от 12 МР 1903 круговая порука была отменена. Уплата окладных сборов в течение года проходила в несколько частных сроков, которых согласно ст.41 "Положения" д.б. быть не менее двух. Установление частных сроков и подлежащих уплате долей годового оклада осуществлялось на сходах.

"Положение" от 23 ИН 1899 определяло и принудительные меры по взысканию недоборов по частным срокам и годовых недоимок. В ст.50 рекомендовалось, во-первых, пополнение недобора за счёт арендной платы за сданные неплательщиком землю или строение; во-вторых, арест на заработную плату (удерживали не более 1/3 суммы у холостого и не более 1/4, если должник был женат или вдов, но имел детей); в-третьих, определение к неплательщику опекуна, без разрешения которого нельзя было отчуждать своё имущество; в-четвёртых, продажа части имущества для пополнения недобора - не продавалась ежедневная одежда, обувь, необходимая домашняя утварь; нужные для питания в течение трёх месяцев хлеб и овощи; единственная корова; необходимые для ведения хозяйства на наделе рабочий скот, земледельческие и промысловые орудия; нужные для засева надела семена; иконы и знаки отличия). Опись и оценка имущества производилась сельским старостой или сборщиком податей в присутствии двух свидетелей, продажа - при участии волостного старшины и членов полиции. Указом от 5 ОК 1906 "в целях уравнения крестьян в правах с остальным населением" такие меры, как отдача должников в заработки и определение к ним опекуна, были отменены.

Документы, исходящие от податных инспекторов и земских начальников, а также приговоры сходов показывают, что порядок раскладки и взыскания платежей в Коми крае в целом отвечал требованиям закона. Однако случались и нарушения. Податной инспектор Усть-Сысольского уезда Попов И.М. в отчётах неоднократно отмечал, что многие сборщики податей из-за малограмотности и неопытности в сборе налогов играли пассивную роль. Подати собирали в осн.писари, им помогали старосты и старшины. Но занятые своими служебными делами, они обращались к сбору денег лишь в свободное время, а в результате появлялись недоборы и недоимки. Так, в 1902 податной инспектор обнаружил в Киберской волости недобор по окладным сборам за 1-е полугодие на сумму 542 руб.89 коп., возникший из-за бездействия должностных лиц крестьянского управления. Недобор был пополнен в СН 1902 без принятия принудительных мер. Но за недобросовестное отношение к податному делу земский начальник оштрафовал волостного старшину на 3 руб., а волостного писаря на 2 руб. В 1913 за бездействие в сборе налогов верхолузский сельский староста (Кочергинская вол.) был посажен под арест при волостном правлении на 5 суток. К др.упущениям податного дела в ряде селений относились позднее составление раскладочных приговоров, отсутствие отметок об уплате в лицевых счётах и платежных книжках, нарушение порядка внесения отдельных видов окладных сборов в уездное казначейство и т.д.

Крестьянские сходы существовали и после Февральской революции. 19 МР 1917 Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников, введённого по земской контрреформе 12 ИН 1890. Крестьянам земские начальники были особенно ненавистны. Ликвидация этой должности вызвала одобрение деревни, которая получила возможность приступить к организации крестьянских комитетов. Обязанности земского начальника переходили к уездным комиссарам. Кандидатуры на этот пост, предложенные уездными временными комитетами, широко обсуждались на волостных сходах и общественностью Усть-Сысольска и Усть-Цильмы. В Печорском уезде, поскольку в Архангельской губернии земств не было, к уездному комиссару переходили функции чиновников по крестьянским делам. После  победы советской власти в Коми крае зимой 1917-1918 Зыков Н.И. решил выступить инициатором установления в Мохче власти Советов. Сделать это было довольно сложно. Сам он писал в Архангельск, что "почва здесь для Советов крайне скверная. Крестьянин - плохой "советник". Вот унылый вывод, к которому я пришёл после 10 лет жизни в разных уголках этой... губернии". Поэтому опорой Зыкова Н.И. д.б. стать та часть населения волости, которая хотя бы в какой-то мере оторвалась от собственно крестьянской жизни - в первую очередь, демобилизованные солдаты и матросы, а также вернувшиеся домой сезонные рабочие лесопильного завода "Стелла Полларе" (в низовьях Печоры), и, наконец, работники точильного промысла и деревенская беднота. 13 ЯН 1918 в Мохче состоялся сход, на который пришло ок.полутора сотен человек, в осн.принадлежавших к вышеперечисленным категориям. Выступив перед ними, Зыков Н.И. предложил упразднить в Мохче земскую управу и образовать волостной Совет крестьянских депутатов. Собравшиеся поддержали его призыв, однако принятое на сходе решение не было осуществлено: очень уж небольшая часть жителей волости участвовала в этом собрании. Зыков Н.И. писал: "У нас население тысяч пять. На собрание обычно приходит человек 100 мужчин. Для выборов Совета собралось 150. Выбрали Совет. А буржуи кричат потом: "Кто вас выбирал?". Передача власти Совету от земской управы не состоялась, а сам Зыков Н.И. был арестован волостным судом; через некоторое время его освободили под залог в 500 руб., и он продолжил работать в земской управе.

Термины:  Аренда  Верхолузье  Власть государственная  Война  Волость  Губерния  Двор  Денга  Деньги  Душа  Закон  Земские соборы  Земский начальник  Зыряне  Избирательная система  Избирательное право  Изменения социальные  Имущественное неравенство  Казённая палата  Комиссар  Контрреформы  Копейка  Крестьяне  Местное самоуправление  Мир  Мобильность социальная  Надел  Налоги  Общество  Община  Обычай  Организация политическая  Отношения социальные  Переселение  Печора  Политика налоговая  Полиция  "Положения" 19 ФВ 1861  Производство  Революция  Рекрутская повинность  Рубль  Самоуправление  Свобода  Собственность  Советы  Сословие  Уезд  Управа  Февральская революция  Ценность  Чиновник

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1838  12 ИН 1890  23 ИН 1899  12 МР 1903  5 ОК 1906  19 МР 1917  13 ЯН 1918

01.gif (814 bytes)
   

SM