История

 

 

Туръя

Туръя - село на правом берегу р.Вымь, центр сельской администрации, в 50 км от райцентра Княжпогостского района. Одно из древнейших селений Коми края. Уже в XII в. в районе современного с.Туръя располагалось городище, укреплённое довольно мощной системой валов и рвов. В городище (археологи называют его Туръинским или Пожегским) жили русские. Оно просуществовало до XIV в., а потом пришло в запустение, поскольку Вымская земля перешла в руки Московских князей и новгородцы покинули этот район.

Князья Вымские, правившие Коми краем во второй пол.XV в. (они были посланы сюда великим князем Московским), очевидно, также предприняли ряд мер по укреплению центральной власти на Европейском Северо-Востоке. Одним из шагов в этом направлении была попытка построить новый укреплённый городок в районе Туръи. С этим связано первое упоминание о Туръе в исторических документах. В Вычегодско-Вымской летописи сказано, что в 1480 "почал князь Василей Вымской город на Выме над Турею строити". Не известно, однако, было ли закончено строительство этого городка (он д.б. прикрывать крайний северо-восточный рубеж Русского государства от возможных набегов "немирной самояди"), т.к. "вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого, и посекли вымичи Василья князя насмерть". В районе Туръи существует урочище, носящее примечательное название: Ручей убитого Василия.

Следующее известие о Туръе содержится в той же летописи, но относится уже к гораздо более позднему времени - к.XVI в. Оно связано с торговлей пушниной. В 1597 Фёдор Иванович приказал поставить таможенные заставы на всех путях, по которым шла на Русь пушнина. Один из таких путей проходил по Выми на Печору и дальше в Зауралье. Поэтому в Туръе была устроена таможня "брать на государя от всякой мяхкой рухледи <пушнины> таможенных от девяти десятое лутчее. А штоб не было государевой казне порухи, поставить на заставах верных голов, и торговыи людем те заставы не объезжати ни почем".Летопись ничего не сообщает нам о жителях Туръи. Косвенные сведения содержит дозорная книга 1608. В н.XVII в. Туръя была довольно  крупным по тем временам поселением и именовалась посадом. В посадах обычно жили только торговцы и ремесленники, но в Туръе большинство населения занималось земледелием и относилось к крестьянам. В Туръе была деревянная церковь Николая Чудотворца. Другая деревянная церковь - Воскресения Христова - сгорела в 1588. При церкви было 5 келий, в одной из которых жил церковнослужитель, а в четырёх др.- нищие, которые "питаются о церкви Божьи". В церкви хранились остатки ненужного уже и непригодного вооружения: "4 пищали затинные горелые, да 5 рушниц в станках, да 5 рушниц горелые ж, а зелья (пороха) и ядер нет". Столь плачевное состояние оружия объяснялось тем, что после строительства в низовьях Печоры укреплённого Пустозёрского городка Туръя перестала быть пограничным опорным пунктом.

В Туръе насчитывалось 2 церковных и 90 крестьянских дворов, 16 из них - пустые. Судьба владельцев запустевших дворов была различна. Одни погибли во время военных походов в Зауралье. Два человека были взяты на военную службу в город Берёзов, только что выстроенный на Оби. Многие умерли или бежали в Сибирь во время голода 1601-1602. Среди жителей Туръи были и пришлые люди ("приходцы"). Большинство обитателей Туръи перечислены в дозорной книге без фамилий (некоторые даже без отчеств), но всё же, известно немало местных фамилий: Попов, Пахов, Летеев, Чаков, Туров, Типанов, Секерин, Чюликанов, Щербаков, Карсин, Делимов, Казаков, Сырчиков, Воронов, Воимонов, Банин, Бухарин, Волынкин, Блудов, Суворов. В XVI в. ок. Туръи существовали 4 деревни, но к н.XVII в. все они запустели и "поросли большим лесом".

К с.XVII в. население Туръи значительно сократилось. В 1646 здесь был только 51 двор (в т.ч. 13 пустых). Писцы, проводившие перепись в 1646, заинтересовались причинами этого запустения: "...поставя перед собою турьинских посадских людей... про те жилые и пустые дворы и дворовые места... допрашивали - где те жилые и пустые дворы... делися? И турьинские посадские люди... в допросе сказали, что-де те дворы... были пусты и розволялися, и мы-де тех жильцов и их дворов... сказать не упомним, потому что жильцы тех дворов померли и разбрелися в давние лета".

Причиной смерти или бегства послужили, в частности, неурожаи к.1630-н.1640-х, вызвавшие среди населения голод. Многие турьинцы бежали в Сибирь. Напр., в переписной книге 1646 отмечены "двор пуст Мишки Варламова сына Ваянгина, а он сшёл в Сибирь з детьми с Оверкою да с Харитоком" в 1639, "двор пуст Июдки Прокопьева сына Ваянгина, а Июдка сшел в Сибирь" в 1637, "двор пуст Мишки Иванова сына Бугуева, сшел в Сибирь з женою и з сыном Никоткою, Никитка 12 лет" и т.д. Некоторые ранее встречавшиеся в Туръе фамилии исчезли, зато появился целый ряд новых: Дубленников, Кротов, Югыдсинов, Копоев, Колев, Патраков, Минин, Некрасов, Самойлов, Габушев, Лапшиков, Бабинов, Кышев, Волков, Нестеров, Сухоносов, Костарев, Каканин, Брящин, Малгин, Иконник, Седпирогов, Семенов, Полев, Катаев, Тушев, Бугуев, Плетник, Левка Данилов Сысолин переселился в Туръю с Сысолы. В с.XVII в. здесь была таможенная изба, кабацкая изба и 3 амбара, принадлежавшие торговцам, приезжавшим сюда из нижневычегодских волостей Коми края или из Соли Вычегодской.

В 1646-1678 население Туръи почти не выросло. В 1678 здесь было 4 двора церковнослужителей (в них жили поп, дьячок, пономарь и просвирница) и 36 крестьянских дворов. Появилось несколько новых фамилий: Сапожников, Кощиев, Ершов, Капустин, Ошмаров, Черной (Чернов), Лапшиков, Мингалев, Жиганов, Воробьев, Бунминов, Яковлев, Кокорин, Какалин, Габов, Самодуров, Тягинов, Пирогов. Медленный рост числа жителей объясняется продолжавшимся уходом людей из Туръи. Один крестьянин в 1675 переселился на Вашку, Ершов Х. отправился на заработки в Серёговское Усолье, Менькин Т. перешел в Ляли, Катаев К. ушёл на Сысолу. Несколько человек обнищали и ушли неизвестно куда "кормитца в мире христовым именем". Двух человек - Ершова И. и Ошмарова - взяли в стрельцы в Москву. В 1710 в Туръе было больше жителей. Здесь насчитывалось 48 дворов. Добавилось ещё несколько фамилий: Белоголовов, Шелков, Ветошкин. 3 семьи переселились в Сибирь, 1 семья - на Вологодчину. Один из жителей - Иван Васильев, был "взят на работу" на строительство новой столицы Российского государства - Санкт-Петербурга.

В 1859 в селе Туръя насчитывалось 83 двора, 549 человек (252 мужчины и 295 женщин). В 1851-1867 здесь, по данным Тентюковой Ф.А., построили каменную Воскресенскую церковь. Ежегодно в селе проводилась ярмарка. Во второй пол.1870-х в Туръе открылась школа. В 1879/1880 в ней обучались 23 мальчика и 3 девочки, в 1884/1885 году - 38 мальчиков. Книга "Начальное образование в Вологодской губернии" (1901) указывает датой образования церковно-приходской школы - 1891. "Вологодские епархиальные ведомости" в 1895 писали, что местная школа принадлежит к числу "наиболее выдающихся в учебном и воспитательном отношении", а школьное помещение здесь - одно из лучших в Яренском уезде. В 1899 открылась библиотека, в 1915 - начальное училище. В 1926 в селе было 204 двора, 896 человек. Церковь была закрыта в 1939. К 1970 здесь осталось 619 человек, и в 1970-1990-е их количество продолжало уменьшаться. В 1979 в Туръе жили 462 человека, в 1989 - 289 человек, из них 79% коми; в 1992 - 249 человек, в 2000 - 214 человек в 96 хозяйствах. В 1995 здесь были Дом культуры, библиотека, средняя школа, ясли-сад, магазин, фельдшерский пункт.

Археология  Великий князь  Война  Вологда  Волость  Голова  Городище  Государство  Губерния  Двор  Дьяк  Емва  Зыряне  Изба  История  Князь  Крестьяне  Культура  Летопись  Ляли (Ляй)  Москва  Московия  Ненцы  Новгород  Переписные книги  Пищаль  Пожег (Пожoг)  Посад  Посадские люди  Ремесло  Республика Коми  Россия  Русь (Русская земля)  Самоеды  Санкт-Петербург  Серёгово (Серёгoв)  Современное общество  Стрельцы  Судьба  Тамга  Торг  Уезд  Урочище  Церковь  Человек  Ярмарка  Фёдор Иванович  1480  1588  1597  1867  1891  1899  1915  1939  1995

SM