История

Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в д.Средняя Отла

Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в д.Средняя Отла

Усть-Вымь (Емдiн)

Усть-Вымь (Емдiн) - село на правом берегу р.Вымь при впадении её в Вычегду, центр сельской администрации, в 25 км от райцентра с.Айкино Усть-Вымского района. Люди жили близ устья Выми с давних пор: на территории села найдены бронзовые предметы, датируемые гляденовским или ванвиздинским временем. Возникновение самого селения связано с именем Стефана Пермского. Древние коми были язычниками, поклонялись различным идолам (кумирам), обожествляли зверей и деревья. На месте нынешней Усть-Выми находилась деревянная кумирница, в которой стояли идолы, "болваны изваянные, истуканные". Возле кумирницы, по легенде, стояла огромная священная берёза, на ветвях которой развешивались пожертвования. Кумирница пользовалась особым почитанием у древних коми, живших на нижней и средней Вычегде и Выми. В 1380 здесь появился проповедник Стефан, стремившийся обратить коми в православие

Усть-Вымь. Михайло-Архангельский мужской монастырь

Усть-Вымь. Михайло-Архангельский мужской монастырь

Он оценил выгодность расположения этого места: оно находилось на пересечении речных путей, связывавших различные районы расселения древних коми, и на старинном речном пути из Северной Европы в Северное Зауралье; район этот был заселён плотнее др.частей Коми края; наконец, кумирницу посещало много людей, к которым мог обращаться со своей проповедью Стефан. Миссионер построил неподалёку от кумирницы келью, в которой стал жить, и молитвенный дом. Эти строения положили начало селу Усть-Вымь. Через некоторое время Стефан сжёг кумирницу и срубил священную березу. Сопровождавшие Стефана люди и первые принявшие христианство местные жители окопали вокруг кельи и молитвенного дома рвы и возвели земляную стену.

В 1383 была учреждена Пермская епархия. Стефан стал епископом Пермским, а Усть-Вымь - центром епархии и фактически религиозным, политическим и экономическим центром Коми края.

Слева направо: неизвестная колокольня (церкви?), Стефановская церковь, Благовещенская церковь, Вознесенская церковь, Михаило-Архангельская церковь

В 1384 на месте первого молитвенного дома был построен "большой соборный храм Благовещения пресвятые Богородицы", а там, где была кумирница - деревянный храм архангела Михаила, предназначенный для устроенного в Усть-Выми монастыря. При нём была школа, где готовили священнослужителей из числа местных жителей. Усть-Вымь неоднократно подвергалась вражеским нападениям. Уже в год основания на селение напали язычники-коми под руководством сотника Пама, потерпевшие неудачу. В 1392 Усть-Вымь осаждали вогулы (манси), но также неудачно. В 1450 Усть-Вымь пытались захватить вятчане, но и они не имели успеха. Военная опасность вынудила епископов Пермских позаботиться о защите своей резиденции, сделать её небольшим укреплённым городком. В 1490 в городке за валом и деревянными стенами находились церкви, монастырь, "двор владычен <епископский> большой", 2 двора церковнослужителей, 2 крестьянских дворов, а также 4 "осадных" двора, в которых укрывались жители окрестных селений: Иба, Оквада, Коквиц.

Вид на реку Вымь

Вид на реку Вымь

Вне укреплений располагались 1 двор церковнослужителей и 16 крестьянских дворов, и ещё 1 двор, принадлежавший брату епископа, находился "на Устьвыми против городка на Ванвиздине". Жители Усть-Выми в 1490 носили фамилии и имели прозвища Толмач, Зажганов, Ляпунов, Горошкин, Щербинин, Шошкин, Задняя нога, Конев, Лихачев, Чехарев.

Усть-Вымский городок в к.XIV-XV вв. был одним из опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. В XVI в. значение Усть-Выми падает. В 1564 центр епархии перевели в Вологду. Селение осталось центром принадлежавших епископам владений на территории Коми края. В 1608 в Усть-Вымском городище находились деревянная часовня с гробницами епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы (Стефан похоронен в Московском Кремле), деревянная церковь Стефана Великопермского и несколько дворовых мест, где ранее были дворы епископа, осадные дворы и дворы епископских крестьян, "имян их не помнят".

Арабач. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Арабач. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

У городища, на посаде, были 2 деревянные церкви - Архангела Михаила и Николая Чудотворца, 5 дворов церковнослужителей, дворов епископского управляющего, 21 жилой и 5 пустых крестьянских дворов, небольшой монастырь с кельей "черного попа" и двумя кельями нищих. Жители носили фамилии Торлопов, Болахнин, Кустов, Кожухов, Трескин, Воробей, Дорогов, Попов, Тетюй, Ярыгин. Среди обитателей селения было несколько "приходцев", но кто они и откуда (русские из-за пределов Коми края или коми из других населённых пунктов), не известно.

В 1646 в "погосте на Устьвыми реки городище" было 5 дворов и келий церковнослужителей, дворов "приказного человека" архиепископа и 30 крестьянских дворов. Жители носили фамилии Воробьёв, Пономарёв, Бородин, Дьяконов, Головин, Кошелев, Опара, Кохтом, Гичь, Чапков, Ворсин, Калин, Чуклин, Белоруков, Русанов, Амосов, Попов, Чепышев.

Деревня Средняя Отла

Деревня Средняя Отла

Немало людей ушли из Усть-Выми в Сибирь в голодные 1630-1640-е. На погосте находились 5 деревянных церквей (Благовещёния; Стефана Великопермского; Во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца) и колокольня. В 1640, 1660, 1692, 1700 и 1740 в Усть-Выми были сильные пожары. В 1712 в селении построили первый каменный двухэтажный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1719 в Усть-Выми насчитывалось 24 жилых двора. В 1734-1746, по данным Гагарина Ю.В. (по сведениям Тентюковой Ф.А.- в 1734), построили каменную Благовещёнскую церковь, в 1755-1768 (по сведениям Тентюковой Ф.А.- в 1759) - каменную Стефановскую церковь. В 1764 была упразднёна Усть-Вымская вотчина епископов, епископские крестьяне переведены в разряд экономических; упразднён был также монастырь. В 1784 в Усть-Выми насчитывалось 73 двора, 424 человек. Ежегодно в селе проводились ярмарка (в ЯН-ФВ) и торжок (в МР). В 1795, по данным Тентюковой Ф.А., построили каменный храм Михаила Архангела, в н.XIX в. - каменную колокольню.

Село Усть-Вымь

Село Усть-Вымь

В 1873 в селе было 74 двора, 504 человека. В 1861 здесь открылась школа, в ОК 1887 - двухклассная образцовая школа при Благовещёнской церкви (позднее - мужская школа), в 1896 - женская одноклассная церковно-приходская школа, в 1903 - больница, к 1908 появилась аптека. В 1870-х появилась земская почтовая станция, в 1880-х - мелочные торговые лавки. В 1916 в селе насчитывалось 163 двора. Население, помимо земледелия, животноводства и охоты, в н.XX в. занималось извозом, сплавом леса. Среди устьвымичей были столяр, плотник, пильщик, кузнец, часовщик, позолотчик. Помимо школ и церквей, в Усть-Выми в 1916 располагались 4 мелочные лавки, чайная лавка, булочная, парикмахерская, кузница. В 1918-1919 действовала учительская семинария. В 1921 открылся детский сад, в 1921-1923 и 1931-1954 работал педагогический техникум.

В 1926 в селе Усть-Вымском насчитывалось 312 дворов, 1128 человек, в Заручейском - 86 дворов, 293 человека. В 1929 был создан первый колхоз "Свободный труд", в том же году образовался Усть-Вымский леспромхоз с центром в Усть-Выми.

Праздник в с.Усть-Вымь

Праздник в с.Усть-Вымь

С 1920-х до 1943 Усть-Вымь была центром района. В 1930 в селе располагались районные учреждения, больница зубоврачебный кабинет, консультация женщин и детей, аптека, библиотека, изба-читальня, пристань, молочная артель и др. В 1970 в селе жили 1137 человек, в 1979 - 1089 человек, в 1989 - 1061 человек, из них 62% коми, 30% русские; в 1992 - 1007 человек, в 2000 - 902 человека в 348 хозяйствах.

Аптека  Артель  Бог  Война  Вологда  Вотчина  Городище  Государство  Двор  Епископ  Земства  Зыряне  Идол  Изба  Колхоз  Кремль  Крестьяне  Монастырь  Московия  Погост  Политика  Посад  Православие  Приказы  Республика Коми  Россия  Русские  Свобода  Собор  Торг  Труд  Христианство  Церковь  Часовня  Человек  Экономика  Экономические крестьяне  Язычество  Ярмарка  Стефан Пермский  1380  1392  1450  1564  1640  1660  1692  1700  1712  1740  1764  1784  1795  1861  ОК 1887  1896  1903  1908  1918  1919  1921  1921  1923  1929  1931  1954

SM