Буташевич-Петрашевский М.В._

Утопия (греч.- благословенное место, которого нет) - определённый образ мышления, система взглядов, в основе которой лежит неприятие существующих социальных порядков, противопоставление им устройства, более соответствующего человеческим представлениям о гармоничном, справедливом обществе. Основные типы традиционных утопических конструкций представлены как: "компенсативный проект" - идеализация прошлого, (легенда о "золотом веке" человечества; модель совершенного мира; альтернатива существующему обществу. Название происходит от наименования книги Томаса Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии" (1516).

Утопия м.б. рассмотрена как:

1. Идеал - произвольно сконструированный общественным массовым сознанием образ социума, выступающий в качестве объекта созерцания, практической деятельности человека; входит в состав религиозных верований, этических, правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений, дающих образцы человеческой жизни. Каждая эпоха создавала собственный идеал государственного устройства.

2. Литературный жанр - Утопия места ( Мор Т. "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии", Кампанелла Т. "Город Солнца"), Утопия времени (ухронии) - теория "золотого века" Гесиода, Мерсье. "Год 2440" Беллани. "В 2000 году", технократические утопии ( Бэкон Ф. "Новая Атлантида", Сирано де Бержерак. "Города Луны") - восполняет недостаточность выразительных средств рационального мышления. К утопическим книгам экономического типа можно отнести вышедший в Лондоне 25 АП 1719 роман Дефо Д. "Робинзон Крузо". Социальные функции утопии превращают художественную реаль ность из эстетического феномена в идеологический, оказывают влияние на выдвижение социально значимых целей, общественных идеалов, которые, по мнению Мангейма К., способны когда-либо сбыться.

3. Образ мышления - свойственное человеческому разуму критическое осмысление существующего порядка вещей, порождает желание изменить реальность, создать новый, счастливый для всех мир. Несмотря на жанровые отличия, утопизм во всех исторических версиях рассматривает общество как механическую систему, предполагая, что возможно организационными мерами установить совершенный общественный порядок, достигнуть желаемой цели, становится способом понимания и критики жизненного мира, не соответствующего абсолютным ценностям. В этом контексте этические нормы утопии предстают как система регулятивных идей, идеалов, императивов; выражающих интересы определённых социальных групп и являющихся социальным ориентиром человека в обществе.

Утопический общественный идеал массового сознания представляет ценностную модель усреднённого человека, для которого красота подменяется - пользой, стремление к истине - благополучием, счастье покупается ценою свободы, индивидуальность трактуется как бунт против общественного порядка и оборачивается трагедией для отдельной личности. Всё чаще в литературе традиционная сциентистская утопия подвергается тотальной трансформации, перерастая в антиутопию (негативную утопию, дистопию, какотопию) - образ, повествующий о наихудшем государственном устройстве, где старые этические нормы рассматриваются как симптом тяжёлой болезни лицемерного общества, отвергается существование "правильного мира", к которому можно приобщиться, строго соблюдая общепризнанные нормы.

Классическими произведениями этого жанра являются: "Мы" Замятина Е.; "Скотный двор", "1984" Оруэлла Дж.; "О новый дивный мир" Хаксли Г.; "Механический апельсин", "1985" Берджесса А.; "Повелитель мух" Голдинга У. Их мир представляет: а) командную тоталитарную систему с присущим ей насилием (Оруэлл, Замятин); б) более мягкий, в большей мере основанный на манипулировании, чем на прямом насилии западный путь "прогресса", унификации жизни (Хаксли). Антиутопии говорят о "диагнозе болезни" существующего общества, предвидят его возможное будущее, возникают как протест против технократии, где раз и навсегда установленное единомыслие сохраняется путём физического насилия, а личность является идейной персонификацией общественно значимой нормы.

Утопический социализм - учение об идеальном обществе с общественной собственностью, всеобщим трудом, социальной справедливостью, равенством. Всеобщая справедливость провозглашалась коммунистами как общая цель, как принцип положения человека в обществе. Справедливость понималась как отсутствие эксплуатации, как всеобщее социальное равенство - общество без бедных и богатых, равные условия труда, зарплаты, жизненного уровня и так далее, равные возможности в образовании, здравоохранении, пенсиях и так далее, равные политические права и свободы. Анализ развития советского общества к к.1930-х приводит к пониманию его политической и социальной сущности как тоталитарного государства, как общества, построившего "казарменный социализм".

Антидемократизм режима: формальные права и свободы без обеспечения их на деле; однопартийная система; господство партийной и советской номенклатуры снизу доверху; т.н. "диктатура партии" по всем направлениям жизни; паспортный режим, система прописки, отсутствие свободы передвижения, выбора жилья и работы; система внесудебных наказаний, массовые репрессии, слежка, прослушивание, доносы, административная высылка, увольнения, лишение личной собственности без суда. Экономическое бесправие ввиду запрета на частный труд и частную собственность, отсутствие свободы торговли и предпринимательства, господство государственной собственности. Отсутствие духовной свободы, идеологический диктат и запреты, наказание за отступление от партийной идеологии, страх, апатия, конформизм. Построенное в 1930-е в СССР общество не было ни свободным, ни справедливым, ни равноправным для своих граждан, а являлось тоталитарным.

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Альтернатива  Блага  Государство  Гражданство  Группа социальная  Движения социальные  Деятельность  Идеализм  Идеология  Индекс цен  Индивидуализм  Интерес социальный  Истина  История  "Казарменный социализм"  Классицизм  Коммунизм  Конформизм  Личность  Номенклатура  Норма социальная  Общество  Организация политическая  Политическая система  Предпринимательство  Равенство социальное  Рациональность  Режим  Режим тоталитарный  Репрессии  Республика  Свобода  Советы  Собственность  Социализм  Суды Российской Федерации  Счастье  Собственность  Тоталитаризм  Традиция  Труд  Ценность  Человек  Экономика  Эксплуатация  Эпоха  Эстетическое  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1516  25 АП 1719

   

SM