Виктор Савин_

Фальсификация (лат.- подделывать) - злостное, преднамеренное искажение фактов. Сталинским режимом производилась фальсификация истории. Множество примеров фальсификации даёт история XX в. Коми края. Один из них был связан с закрытием Стефановского собора в Усть-Сысольске. Этот был большой в Коми крае храм, стоявший в центре города, раздражал руководителей области. Закон допускал в порядке исключения закрытие храмов по инициативе органов власти, "если эти мероприятия отвечают запросу трудящихся масс в форме многочисленных коллективных заявлений, резолюций, постановлений съездов и т.д.". Вскоре появились заявления от различных городских организаций, школ, гарнизона с требованием о закрытии собора. В ИЛ 1923 собор был закрыт. Возражения верующих не принимались в расчёт. Более того, в МЙ 1923 были арестованы и привлечены к суду за "контрагитацию" 16 членов церковного совета.

Суд приговорил пять обвиняемых к различным срокам наказания (двоих условно), а остальных оправдал. Однако верующие и не думали сдаваться. Их жалобы дошли до ВЦИК СССР, который отменил решение о закрытии церкви. В АВ 1924 Стефановский собор был возвращён общине верующих. Ещё раньше, в ЯН 1924, кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР отменила приговор в отношении осужденных членов церковного совета как необоснованный и возвратила дело в суд, а тот в ИН 1924 тихо закрыл его по амнистии. Однако это была лишь временная уступка властей. В АВ 1929 Усть-Сысольский райком ВКП(б) разослал обращение: "Всем ячейкам ВКП(б) и ВЛКСМ г.Усть-Сысольска. Усть-Сысольский райком ВКП(б) при сем препровождает тезисы по проведению собрания по изъятию Стефановского собора... При проведении необходимо обратить особое внимание на поставленные задачи и решительного проведения в жизнь. Собрания провести в месткомах, учреждениях, предприятиях, колхозах и земельных десятах". Райком открыто рекомендовал фальсифицировать результаты - на собраниях провести постановление, чтобы явочный лист зачесть за подписи. Известно, что при подобной системе голосования голоса несогласного меньшинства все равно входят в число проголосовавших "за". Всю работу предписывалось закончить 5-6 СН 1924. Кампания шла вяло, и райком ВКП(б) торопил общественность: "Перед каждым партийцем, колхозником, комсомольцем, профсоюзником, бедняком, делегаткой поставить решительно вопрос и добиться во что бы то ни стало - изъять... до 12 СН должны быть проведены собрания коллективов, профсоюзов, колхозников, делегаток (по линии профсоюза указания даны). На этих собраниях необходимо сделать доклад об изъятии и взять подписи. В порядке прений необходимо вменить в обязанность присутствующих собрать подписи у своих членов семьи неслужащих... совершеннолетних, нянь, прислуг и у хозяев дома. Пусть будет множество списков, но проделать нужно обязательно...".

15 ОК 1929, "идя навстречу пожеланиям трудящихся", Облисполком Коми АО удовлетворил ходатайство президиума Усть-Сысольского горсовета о закрытии собора. Председатель Облисполкома Коюшев И.Г. в ответ на жалобу верующих во ВЦИК СССР сообщил: "Трудящиеся города подняли перед городским Советом вопрос об изъятии Стефановской церкви. Ещё во время перевыборной кампании, проводившейся в связи с районированием в ИЛ месяце с.г., избиратели давали составу горсовета наказ изъять из ведения верующих Стефановскую церковь под культурно-просветительное учреждение. После выборов этот вопрос неоднократно поднимался в печати, по инициативе избирателей обсуждался на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян. Всего в горсовет поступило 44 ходатайства от собраний избирателей с количеством подписей за изъятие Стефановской церкви 2370". О том, как собирались эти подписи, разумеется, умалчивалось, равно как и о том, что среди них было ок.500 подписей школьников, которые избирателями не являлись и не могли учитываться. Можно лишь догадываться, как в школе II ступени было обеспечено столь удивительное единодушие. Сегодня уже не определить, сколько подписей было фальсифицировано, но то, что подлоги были, несомненно. Приведём один лишь эпизод. 20 СН 1929 газета "Югьд туй" напечатала заметку Савина В.А. о собрании 2-й десяты: "...Никто не сказал: вот, дескать, надо думать о будущем, о детях, о культуре. Все только орут: "не дадим", "когда Дьяконова (член комиссии по проведению кампании. - Авт.) стала голосовать, большинство народа вышло из школы, громко переговариваясь". Впрочем, отмечает Виктор Савин, "народу вообще-то и не было", была сотня пожилых женщин - "слепые оводы", как он их называл. А вот сохранившийся протокол того собрания говорит о другом: из 100 присутствующих 64 проголосовали за изъятие, остальные воздержались. Стало быть, возражающих не было. Протесты верующих ни к чему не привели, на них никто не обращал внимания. Дальнейшая судьба самой большой городской церкви печальна: горсовет так и не смог переделать её под клуб, и в 1932 она была уничтожена. Др.примером крупного сфальсифицированного дела о "контрреволюции" в деревне было дело "Союза возрождения крестьянства", "раскрытого" чекистами в 1933 в Сысольском районе. Было "выяснено", что организация состояла из "эсеровско-народнической интеллигенции, духовенства, реакционного элемента и спецпереселенцев, ставивших своей целью путём вооружённого восстания свержение советской власти и установление буржуазно-демократического строя" и была связана с неким областным и краевым эсеровскими центрами, а также напрямую с Парижем. Руководителем организации признали врача Анохина И.Ф., а "начальником вооружённых сил" - завхоза районной больницы Колегова С.А. Всего по этому делу было арестовано 119 человек, из них 100 осуждены, в т.ч. 43 спецпоселенца и 17 административно высланных. При проверке дела в 1956 выяснилось, что никакой организации не было, что для получения нужных показаний к арестованным применялись пытки. Все осуждённые по этому делу позже были реабилитированы.

 

Термины:  Автономия  Агитация  Амнистия  Буржуазно-демократическая революция  Вера  Власть государственная  ВКП(б)  ВЦИК  ВЧК  "Дело"  Закон  Интеллигенция  История  Колхоз  Комсомол  Крестьяне  Культура  Народничество  Народность  Община  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Просвещение  Производство  Профсоюзы  Реабилитация  Реакция  Революция  Режим  Республика  Род  Россия  Собор  Советы  Социализм  Сталинизм  Суды Российской Федерации  Судьба  Труд  Федерация  Церковь  Человек  Эсеры

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Савин В.А.  Сталин И.В.  Стефан Пермский

01.gif (814 bytes)

Хронология:  МЙ 1923  ИЛ 1923  ЯН 1924  ИН 1924  АВ 1924  АВ 1929  15 ОК 1929  1932  1933  1956

   

SM