История

Аристотель_

Академия  Аристократия  Блага  Быт  Власть политическая  Государство  Гражданство  Двор  Демократия  Денга  Деньги  Диалектика  Деятельность  Закон  Идеализм  Интерес социальный  Искусство  История  Капитал  Лицей  Материя  Мировоззрение  Монархия  Общество  Олигархия  Организация политическая  Отношения социальные  Политика  Потребность  Предложение  Рабовладельческий строй  Рациональность  Род  Свобода  Собственность  Средний класс  Сфера  Участие политическое  Философия  Человек  Экономика  Этика  384 до н.э.  322 до н.э.

Философия

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривает в философии лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет её в исследовании первых "начал и причин". Философия - это единственно свободная наука, она одна существует "ради самой себя". Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в её привилегированном положении в духовной жизни общества всегда бытовало сомнение в её возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии. Классическим примером отождествления философии с универсальной наукой о мироздании является "Философия природы" Гегеля. Гегель считал, что его философия может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, в ряде случаев полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввёл учение о четырёх земных элементах (вода, воздух, огонь, земля). Др.философы не пытались подменять философию - весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Философия, с их т.з., может стать координатором, посредником м.различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта т.з. характерна для философов-позитивистов - Конта О., Спенсера Г., Вундта В. и др. Марксизм хотя и ограничил претензии философии в качестве "науки наук", но всё же определил её как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Под беспощадным светом кантовской "Критики чистого разума" философия утратила ореол универсальной науки. Дальнейший критический анализ особенностей философского мышления показал, что философия не укладывается в общепринятый образ науки вообще. В XX в. философия часто выводят за границы познавательной деятельности учёного. Камю А. рассматривал философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства". Испанский философ Унамуно писал: "Философия значительно ближе к поэзии, чем к науке, Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора". Противоречивость оценок философии не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии. Философские положения невозможно не только верифицировать, подтвердить на опыте, но и фальсифицировать, опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Исходные положения философских учений формулируются с помощью предельно общих понятий ("материя", "бытие", "дух";, "свобода"), поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то др.теории; более общей теории попросту не существует. Несовместима с привычным образом науки и заметная личная пристрастность авторов. Не согласуются с представлениями о философии как строгой науке и вечные споры о её предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создаётся впечатление, что философия реализует метафору "вечного возвращения"; каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении "вечных" проблем ещё один вариант решения. Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно однозначно определить степень продвижения философии в решении "вечных" проблем. Одновременное сосуществование множества философских систем также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке. Существует множество односторонних взглядов на предмет и специфику философии. Исторически первая форма упрощенного понимания предмета философии - односторонний "онтологизм", или натурфилософский стиль мышления. Философия рассматривается как наука наук, диктующая др.наукам пути исследования, а порой и предвосхищающая их выводы. Односторонний "социологизм" - ещё одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и функций философской концепции, некоторые из них пытаются саму логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя. Взгляды основоположников марксизма можно классифицировать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Для сторонников позитивизма характерен "методологизм". Философия лишается права на существование в качестве универсальной науки, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, проясняющей содержание понятий и правила пользования ими. Иногда в понимании специфики философии преобладает "психологизм". Философия рассматривается как выражение индивидуальной позиции автора концепции. Порой предмет философии сводится к учению о ценностях, начинает преобладать "аксиологизм" в понимании предмета философии. Все формы редукционизма в оценке статуса философии, т.е. сведения её сущности к чему-то иному, более простому: односторонний онтологизм, методологизм, социологизм, психологизм, аксиологизм, всепоглощающий критицизм и безудержный утопизм - можно разделить на две группы. Философия то рассматривается как знание о сущем, о том, чт.е., то - как нормативная дисциплина, как знание о должном. В первом случае философия сближается с наукой. Во втором - с мудростью, религией, идеологией, искусством. Философия - относительно автономная сфера теоретического знания, отличная от специальных наук, но и не сводимая к "практическому", нормативному разуму - к морали, идеологии, религии. Философия - это "жизненный разум", это выражение высшей потребности разума как части жизни обосновать своё собственное существование. Философ не обращается к прорицаниям, не прислушивается к авторитетам, не ждёт откровения, он знает только то, что ничего не знает. "Это знание о собственном незнании сообщает человеку особое величие, прёвращая его в божественное животное, отягощённое грузом проблем", - писал Ортега-и-Гассет X.. Философия имеет дело с понятиями всеобщего, которые ведут себя особым образом. Каждая философская школа, каждый мыслитель находят свой угол зрения, обусловленный обстоятельствами отдельной человеческой жизни и особенностями исторической эпохи. В каждую эпоху свобода облачается в новые одежды - то предстаёт в облике античного стоика, бесстрастием противостоящего абсурду жизни, то поселяется в духовных проповедях средневекового мистика, то стремится вообще избавиться от стесняющих её культурных одежд, став идеалом "естественного" человека просветителей. Каждая философская категория, имеющая качество всеобщности, заключает в себе бесконечный ряд, серии смыслов. Ограниченность человеческой познавательной способности не позволяет воплотить эту бесконечность в одной-единственной, совершенной, абсолютно-истинной концепции. Бесконечная глубина всеобщего реализуется в философии через бесконечное многообразие философских школ, концепций, точек зрения. Философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей. Философия - не бесстрастный регистратор всего происходящего во Вселенной, "сущего", но и не комиссия по выработке однозначных предписаний, "должного". Философия разворачивает перед человеком лишь возможный спектр форм и направлений деятельности. Философия, следовательно, имеет дело с особой реальностью - миром возможного. Богатство всех возможных связей внутри противоречивой целостности "человек и мир" и составляет предмет размышлений философа. Мыслить о возможном - это единственно корректный способ помыслит вечность. Философия реализует своими собственными средствами жизненную задачу человека - "онтологическую жажду", стремление быть вечно, не умирать, поэтому умножает возможные миры, постоянно расширяет пространство возможного. Рисуя возможные миры, философ при этом руководствуется не собственной прихотливой фантазией, он черпает вдохновение из реальности "сущего" и нормативного мира "должного". Поэтому философию можно назвать "квинтэссенцией культуры". Бытие философии противоречиво. Философия вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия и сама же своим критицизмом разрушает эту устойчивость. Философия говорит на языке всеобщего, но отвечает на запросы отдельной личности. Эта противоречивость философии рождает две формы её существования: одна - академическая философия учений и систем, др. - реальная философия, слитая с индивидуальным переживанием, часто адекватно невыразимая словами, это индивидуальное мироощущение. Некоторые философы, такие, как Сократ, Ницше, Толстой Л.Н., пытались слить воедино эта две формы философствования. Философия XX в. открыто признала, что под маской невозмутимого решения вопросов мироустройства она всегда скрывала "метафизику" конечного человеческого бытия. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях). Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (учение о человеке). История философской мысли даёт примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Юм Д., Локк Дж., Декарт Р., Гуссерль Э.), к проблемам бытия (Парменид, Гартман) Н., аксиологии (Кьеркегор С.).

Абсолют, абсолютное  Автономия  Авторитет  Антропологизм  Группа социальная  Движения социальные  Действие социальное  Дело  Деятельность  Душа  Закон  "Золотое правило" нравственности  Идеология  Индивидуализм  Индия  Интерес социальный  Искусство  Испанцы  Исследование социологическое  Истина  История  Китай  Классицизм  Концепция  Личность  Макро- и микросоциология  Марксизм  Материя  Норма социальная  Общество  Общность социальная  Отношения социальные  Позитивизм  Потребность  Рациональность  Свобода  Собственность  Статус социальный  Сфера  Традиция  Утопия  Фальсификация  Ценность  Человек  Эволюция  Аристотель  Толстой Л.Н.

SM