Болтин И.Н._

Академия наук  Археология  Блага  Великий князь  Власть  Власть государственная  Война  Гвардия  Государство  Губерния  Дворянство  Деспотизм  Деятельность  Древняя Русь  Закон  Идеализм  Император  История  Киев  Классы  Князь  Коллегии  Крепостное право  Крестьяне  Лейб-гвардия  Летопись  Наместник  Норманнская теория  Образование  Общественный договор  Общество  Отношения социальные  Памятник  Полк  Политика  Помещики  Реформа  "Русская правда"  Род  Роль социальная  Россия  Русь  Санкт-Петербург  "Слово о полку Игореве"  Тамга  Топонимика  Труд  Украина  Участие политическое  Феодализм  Ценность  Черниговская земля после Батыева нашествия  Чиновник

Владимир Мономах  Екатерина II  Ключевский В.О.  Нестор  Пётр I  Соловьёв С.М.  Татищев В.Н.  Щербатов М.М.  Ярослав Мудрый

1 ЯН 1735  1751  1767  1768  1769  1779  1781  1782  1784  1786  1788  1788  1789  6 ОК 1792  1792  1793  1794

Философия истории - раздел философии, в котором рассматриваются проблемы направленности исторического процесса, его исходных оснований, движущих сил, смысла и цели истории, критериев периодизации. В философии истории рассматривается также ряд вопросов, связанных с особенностью истории как теоретической дисциплины. В прошлом существовало несколько подходов к изучению человеческой истории. Вольтер рассматривал историю в качестве арены, предоставленной "грабежам и разбоям", где правят произвол и воображение. История - это хаос человеческих поступков, импульсивных действий. Среди просветителей XIX в. был широко распространён натуралистический подход к пониманию истории. Неизменная природа человека (стремление к счастью, самосохранению, способность мыслить и т.п.) лежит в основе всех исторических изменений. Все типы общественных отношений колеблются вокруг этой "субстанции" истории, то искажая её, то приближаясь к ней. Правильно понятая природа человека становится основой переустройства общества. Монтескье Ш. видел "субстанцию" историю не в человеческой природе, но в физических предпосылках существования общества - в климате, почве, географическом положении. Тэн И. главные причины движения истории усматривал в различии расы, среды, эпохи. Различные комбинации этих трёх факторов могут объяснить любое историческое событие. Порок и добродетель - это такие же продукты, как купорос и сахар, они возникли в результате сочетания трёх всеобъемлющих и неизменных причин, напору которых уступают любые случайности. Существовали теории, которые рассматривали историю как поступательный процесс развертывания, божественного замысла (Вико Дж., Гегель Г.) либо как действия объективных законов, отличных от природных, поскольку они проявлялись только через человеческие поступки, помыслы.

Попытки представить модель исторического процесса, оценить его единство и многообразие, проникнуть в суть исторической преемственности, решить проблему "смысла истории" разделили исследователей на сторонников так называемой эволюционистской, стадиальной (или прогрессистской) парадигмы и релятивистской (концепции культурных циклов, культурной самобытности, локальных цивилизаций). Эти две традиции уходят своими корнями в далёкое прошлое.

В греческой философской мысли история рассматривалась как циклический процесс. Всё в мире повторяется. Историк, по словам Геродота, должен бороться со временем и вызволить из-под его власти всё возможное. Историк - как бы часть одушевлённого космического целого, историческое "воспоминание" становится основой реального воспроизведения прошлась то, его "слово" оборачивается "делом" истории; историк становится магом, владеющим временем. Повторение исторических событий - залог их вечного существования.

Для христианского миросозерцания характерно противопоставление вечности и времени, трансцендентного (запредельного) и имманентного (внутренне присущего миру), Бога и мира. Христианская вера как бы обесценивает историю как исключительно связь событий во времени, ибо не в ней, а за её пределами находится смысл человеческого существования. С др.стороны, человеческое земное существование наполнено символами (вехами истории) сотворения мира, первородного греха, искупления, второго пришествия Христа и явленного в нём спасения. Только в результате осуществления всех этапов земного бытия человека с помощью церкви реализуется конечная цель истории - спасение каждого человека, слияние времени и вечности.

Объективный метод изучения истории по В.О.Ключевскому

Объективный метод изучения истории по В.О.Ключевскому

С т.з. "прогрессистской" концепции, человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому движение человеческой истории - единый процесс и идёт от простого к сложному, подчиняется единому ритму. Единство это м.б. обусловлено природными причинами (Конт О., Спенсер Г.), может восходить к единой сверх природной основе (Гегель), может проистекать из того первоначального взаимодействия природы и нарождающейся социальности, которое затем развёртывается в содержательно и структурно единые стадии исторического процесса (марксизм). В XX в. получили распространение концепции, сторонники которых видят определяющие факторы единства исторического процесса в развитии науки и техники ("технологический детерминизм").

С т.з. сторонников исторического релятивизма, единство истории - фикция; не существует одинаковых для всех народов закономерностей, каждая человеческая общность уникальна. У истоков этой концепции стоит теория культурно-исторических типов Данилевского Н. Наиболее последовательно её воплотил в своём труде, получившем широкую известность, Шпенглер О. Идеи исторического релятивизма нашли воплощение в национальных моделях развития, концепциях культурно-национальной самобытности (Сенгор Л., Фаннон Ф. и др.). Последователем Шпенглера О. был Тойнби А. Вместе с тем Тойнби А. стремился преодолеть абсолютную замкнутость культурных "монад". Попыткой разрешить противоречия м.идеями исторического прогресса и исторической самобытности является концепция истории Ясперса К. Современные социально-политические концепции глобализации также являются своеобразным "ответом" на теоретические и практические противоречия, возникающие в современном историческом процессе и его осмыслении.

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Бог  Видлицкая операция  Власть  Глобальные проблемы  Государственности традиции  Движения социальные  Действие социальное  Детерминизм технологический  Закономерность  Законы социальные  Изменения социальные  Исследование социологическое  История  Концепция  Космос  Культура  Марксизм  Народность  Нация  Общество  Общность социальная  Отношения социальные  Парадигма  Политика  Прогресс  Рекрутская повинность  Современное общество  Структура социальная  Счастье  Традиция  Философия  Христианство  Ценность  Церковь  Цивилизация  Человек  Эволюция  Эпоха

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Тойнби Арнольд

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

   

SM