Формация общественно-экономическая (формация - лат. - образование, вид) - категория исторического материализма, выражающая материалистическое понимание истории, представляющая общество как органическую целостность, соответствующую определённой ступени развития всемирной истории. Категория общественно-экономической формации представляет результат исследования общества с позиции материалистической диалектики, что позволило Марксу К. и Энгельсу Ф. преодолеть абстрактный в неисторический подход в понимании общественной жизни, открыть общие и специфические законы социального развития, установить преемственность м.различными этапами истории. Развитие общественно-экономической формации и переход от одной общественно-экономической формации к др.в марксистской философии рассматривается как естественно -исторический процесс, как логика истории.

К.Маркс за работой. С рис.Н.Жукова

К.Маркс за работой. С рис.Н.Жукова

Общественно-экономическая формация - это социально-производственная органическая целостность со своим способом материального производства, с присущими ей особыми производственными отношениями, своими формами общественной организации труда, устойчивыми формами общности людей и отношений м.ними, специфическими формами управления, организации семейных отношений, определёнными формами общественного сознания. Системообразующим принципом общественно-экономической формации является способ производства. Смена способов производства определяет смену общественно-экономических формаций.

Маркс К. выделил пять общественно-экономических формаций в качестве ступеней прогрессивного развития человеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности ("первобытный коммунизм"). На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.

Общественно-экономическая формация - идеальная модель исторического развития, в истории не существовало и не существует "чистых" общественно-экономических формаций, на любом этапе истории в обществе присутствуют как господствующие общественные отношения, характерные для господствующего способа производства, так и пережитки прошлого способа производства и зарождающиеся новые производственные отношения. В конкретном обществе сосуществуют различные формационные элементы, различные экономические уклады, разнообразные элементы государственного устройства. В этом плане характерно положение Маркса К. об азиатском способе производства, по поводу которого до с.п. не выработана общая т.з. даже среди марксистских исследователей. Различие форм сочетания нового и старого, прогрессивного и реакционного, революционного и консервативного, связей с др. странами, исторические особенности делают общественную жизнь каждой страны уникальной, несмотря на принадлежность её к общей для ряда стран общественно-экономической формации. Кр.того, и каждая общественно-экономическая формация имеет свои этапы развития, стадии, темп и ритм.

Однако, несмотря на уникальность исторической ситуации в каждой стране, любое общество имеет определённую социально-экономическую структуру (схему). Экономической основой общественно-экономической формации являются экономические, производственные, материальные отношения м. людьми, возникающие в процессе производства. Они составляют экономический базис общественно-экономической формации (экономический "скелет" общества), которым определя ется идеологическая, политико-юридическая надстройка и связанные с нею формы общественного сознания. Экономические отношения - это пр.всего отношения собственности и по поводу собственности, закрепленные политико-правовыми нормами, соблюдение которых гарантируется государственными институтами. Однако взаимосвязь базиса и надстройки жёстко не определена, на основе одного и того же базиса существуют многообразные варианты надстройки. М.базисом и надстройкой также складывается диалектическое противоречие, отражающее противоречие в способе производства. Как и противоречие в способе производства, противоречие м.базисом и надстройкой разрешается в ходе социально-политической революции.

Понятием "общественно-экономическая формация" Маркс К. связал все эмпирическое многообразие исторических событий в единую систему, выявил исторические типы общества и способы связи м. ними. Понятие "общественно-экономическая формация" - это как раз та абстракция, посредством которой возможно увидеть за многообразием исторических событий общую закономерность, объяснить наличную ситуацию и построить научный прогноз развития событий, хотя ни одно конкретное общество не совпадает со своей схемой, моделью. Т.о., Маркс К. выявил тенденцию исторического развития, а не "задал" историю каждой конкретной страны.

Несмотря на определённые недостатки формационной концепции, которые стали предметом многочисленных дискуссий, исторический материализм обладает значительным объяснительным и прогностическим потенциалом, представляет возможность понять и последовательно объяснить единство и многообразие человеческой истории. Кроме теории общественно-экономической формации, у Маркса К. существует и др. подход к периодизации истории. Он выявляет три исторические ступени: общество, основанное на личностной зависимости людей (докапиталистическое общество), общество, основанное на вещной зависимости (капиталистическое), и общество, в котором реализуется зависимость, определяемая индивидуальным развитием человека. В буржуазной социологии существует близкая к данной схеме классификация истории: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное. Критерием классификации является технологический способ производства. Наличие различных подходов в исследовании истории позволяет представить общество как многомерный феномен максимально использовать познавательные возможности каждого метода в исторической практике. Эти концепции представляют варианты трактовки истории как всеобщего, линейного, прогрессивного процесса. Им противостоит концепция нелинейного развития общества, концепция локальных культурно-исторических типов.

 

Термины:  Буржуазия  Группа социальная  Детерминизм технологический  Диалектика  Закономерность  Законы социальные  Идеология  Индивидуализм  Институт социальный  Исследование социологическое  История  Классовая борьба  Коммунизм  Консерватизм  Концепция  Личность  Марксизм  Материализм  Материализм исторический  Общество  Общность социальная  Организация политическая  Отношения социальные  Первобытнообщинный строй  Политика  Политическая борьба  Постиндустриальное общество  Прогресс  Производство  Рабовладение  Разделение труда международное  Реакция  Революция  Соборность  Собственность  Социальная революция  Структура социальная  Традиционное общество  Труд  Уклад  Феодализм  Человек  Экономика  Эмпиризм

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

   

SM