Чупров Евгений. Храм Христа Спасителя

Христа Спасителя храм - в Москве, памятник победы в Отечественной войне 1812 (высота более 100 м). Построен по проекту Тона К.А. 26 МЙ 1883 (строительство длилось с 10 СН 1839). Отличался роскошью внутреннего и внешнего убранства. Взорван 5 ДК 1931. 22 ОК 1989 был создан фонд восстановления храма Христа Спасителя. 7 ЯН 1995 были начаты работы по восстановлению храма, законченные, 7 ЯН 1998. История храма началась сразу после изгнания из России остатков армии Наполеона. 25 ДК 1812 император Александр I дал обет воздвигнуть храм в память об избавлении страны от нашествия. "В сохранение вечной памяти столь беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве воздвигнуть церковь во имя Спасителя Христа... Да простоит сей храм многие века, и да курится в нём перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков" - гласил императорский манифест. Уже в этом первом замысле утверждалось особое значение храма для народа России, понимание её истории, тесной связи истории храма с ходом жизни государства. Первый проект храма был сделан в 1813 молодым архитектором, воспитанником Академии художеств Витбергом А.Л. Торжественная закладка храма состоялась на Воробьёвых горах 12 ОК 1817. Началось строительство, которое вскоре пришлось прервать из-за непригодности почвы. Продолжая дело своего царственного брата, император Николай I утвердил в 1832 новый проект, исполненный академиком архитектуры Тоном К.А. Император лично выбрал место на возвышенности на берегу Москвы-реки рядом с Кремлём, на месте обветшавшего Алексеевского женского монастыря, учредил комиссию по построению нового храма. Торжественная закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 СН 1839. Через десять лет, в 1849, был закончен свод главного купола, и лишь к 1860 была завершена наружная облицовка. И долгих двадцать три года продолжалась после этого внутренняя отделка.

Работы осуществлялись по повелению императоров Николая I, Александра II и Александра III, по благоволению ныне причисленного к лику святых постоянного члена Святейшего Синода митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова). Непосредственное руководство работами осуществлял генерал-губернатор Москвы князь Голицын Д.В. и возглавляемая им комиссия по строительству храма. Храм Христа Спасителя стал одним из самых грандиозных в истории мировой культуры примеров синтеза различных видов изобразительного искусства. Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету 13 ДК 1880 храму было присвоено наименование кафедрального. Его торжественное освящение состоялось 26 МЙ 1883 в присутствии императора Александра III. Архитектура храма, задуманная Тоном К.А., была новой и значительной для своего времени. Собор Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицистических. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рождённую "учёным" академическим классицизмом. Художественное убранство храма также было для своего времени едва ли не высшим выражением российского академизма. Толстой Ф.П., Клодт П.К., Логановский П.А., Рамазанов Н.А. участвовали в создании скульптуры на фасадах собора. Росписи принадлежали кисти Бруни Ф.А., Верещагина В.П., Кошелева Н.А., Крамского И.Н., В.Е. Маковского, Маркова А.Т., Неффа Т.А., Прянишникова И.М., Сорокина Е.С., Сурикова В.И., Семирадского Г.И. и др.художников, представлявших школу русской исторической живописи, сформированной Императорской академией художеств. Кафедральным соборам отводилось важнейшее место в духовной жизни нации. Храм Христа Спасителя занимал особое место в формировании национального духа. Здесь отмечались всенародные праздники, коронации, важнейшие события в жизни страны. Трудно, наверное, даже невозможно найти постройку, которая бы больше "говорила" о Российском государстве императорской эпохи, о его богатстве и славе, о характере отношений монархии и церкви и о мощи того, что было достигнуто русским народом в период, который, как мы теперь отчётливо понимаем, был временем его высшего расцвета в ходе тысячелетней истории. Со времени принятия христианства в России церковь была объединяющей и укрепляющей силой, олицетворением духовного мира. Храм Христа Спасителя стал зримым воплощением веры, величия и славы России. Именно поэтому собор Христа Спасителя после революции постигла трагическая судьба. В 1917-1918 Всероссийский поместный собор Русской православной церкви восстановил патриаршество в России, и в храме Христа Спасителя был избран патриарх Московский и всея Руси - Тихон, причисленный теперь Русской православной церковью к лику святых. Однако уже ЯН 1918 был издан Декрет СНК "О свободе совести", и над храмом Христа Спасителя нависла угроза уничтожения. После опубликования постановления Комиссии Совета строительства Дворца съездов при Президиуме ЦИК СССР, наделенного законодательной властью, о сооружении в Москве Дворца советов на месте храма. 5 ДК 1931 национальная русская святыня - храм Христа Спасителя был взорван. Этот взрыв, по замыслу советской власти, д.б. обозначить разрыв с прошлым, уничтожение главного символа православия в столице, отказ от истории и политической, и духовной. По утверждённому проекту было начато строительство Дворца Советов, которому не суждено было осуществиться. В оставшемся котловане в 1958 был устроен плавательный бассейн "Москва". В к.1980-н.1990-х наступил новый этап в жизни России. Огромную общественную значимость имело обращение в 1990 Синода Русской православной церкви в Правительство РФ с просьбой разрешить воссоздание Храма Христа Спасителя на его прежнем месте. Было организовано движение за возрождение храма и община Храма. 16 ИЛ 1992 президент РФ Ельцин Б.Н. подписал Указ "О создании фонда возрождения Москвы", где в перечне объектов на первом месте значился храм Христа Спасителя. 31 МЙ 1994 правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о н.восстановления храма Христа Спасителя, а 7 СН 1994 состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма. Совет, призванный решать основные вопросы осуществления проекта, возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и мер Москвы Лужков Ю.М. Оперативное руководство сложнейшим архитектурным комплексом работ было возложено на первого заместителя Премьера правительства Москвы Ресина В.И. Торжественная закладка воссоздаваемого храма Христа Спасителя состоялась 7 ЯН 1995, на праздник Рождества Христова. Работой по созданию проектной документации руководил директор управления "Моспроект-2", главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры Посохин М.М. Воссоздание художественного убранства храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом строительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств, пр.всего её президент Церетели З.К. (род.4 ЯН 1934). 29 МР 1995 была образована комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя. Положение о ней было утверждено решением Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. 26 МЙ 1995 состоялось первое учредительное заседание Комиссии. К моменту воссоздания врат храма оказалось недостаточно историко-архивных материалов, была необходимость проведения дополнительных изысканий. Много вопросов возникало при выборе метода изготовления бронзовых врат, поскольку в XIX в. они выполнялись гальванопластическим способом, который не оправдал себя в условиях московского климата. Конструктивных дополнений требовало поворотное устройство створок врат, т.к. в прошлом веке процесс открывания их, огромных и тяжёлых, требовал многих усилий. Врата храма - большая художественная ценность, они отличаются точностью пропорций, соразмерностью деталей, гармонией сложного декоративного оформления с его бесконечным разнообразием пластики, богатством композиционных приёмов, образной выразительностью скульптурных форм. Мастерство художника проявилось и в техническом умении раскрыть эстетическую ценность материала, и в глубоком знании декоративных особенностей бронзы. 22 СН 1998 был отслужен молебен и начата работа на стенах храма. Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: Церетели З.К., Витошнов В.Г., Живаев А.А., Павлов В.Ф. Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет основное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проёмы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограммов сусального золота). Первые леса для художников были установлены на галереях (хорах) храма. Именно с выполнения орнаментов сводов галерей началось возрождение былого живописного великолепия храма Христа Спасителя. Напряженная работа шла 24 часа в сутки, художники, сменяя друг друга, выполняли работы по подготовке поверхностей храма под живопись, переносили рисунок с картонов и шаблонов на стены, делали подмалевок, выполняли росписи. Сохранён избранный в XIX в. митрополитом Филаретом характер пространственного развития росписей, их основная образная интонация. Храм Христа Спасителя - памятник воинской славы России, поэтому система росписи наряду с традиционными каноническими изображениями насыщена картинами, сюжеты которых связаны со знаменательными событиями в духовной и гражданской истории нашего Отечества, изображениями русских святых. Росписи размещаются последовательно сверху вниз. Подкупольное пространство - традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть храма. Самая ответственная и сложная - масштабная роспись главного свода - композиция "Отечество", изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя - символа Святого Духа, и роспись пояса главного купола, где представлены Спаситель и Богоматерь. 33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика Церетели З.К., опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Максимов Е.Н. - победитель многих европейских конкурсов, Народный художник России Псарев В.П., Мясоедов В.П., исполнившие росписи в нескольких московских храмах. Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов "Преображение Господне" и "Вознесение Господне" возродили художники под руководством Бакшаева В.А. Картины "Евангелист Лука" и "Евангелист Иоанн" на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством Артемьева А.В. На северо-западном пилоне композиции "Вознесение Господне" и "Евангелист Матфей" исполнил Заслуженный художник России Нестеренко В.И. Возрождали живопись юго-западного пилона - композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Евангелист Марк" - Народный художник России Присекин С.Н., Оссовский С.П., Полетаев М.А., Сытов А.К. Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях храма. Композицию "Крещение Господне" на северной стене галереи и "Вход в Иерусалим" на западной стороне исполнил Заслуженный художник РФ Нестеренко В.И. Московский мастер Ананьев В.М. воссоздал на южной стене композицию "Сретение Господне". Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи, в приделе, посвящённом святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора Репина С.Н. Росписи в северном крыле галереи, в приделе во имя св.Александра Невского, исполнили художники под руководством профессора Быстрова А.К. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством Чёрного В.А. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством Заслуженного деятеля искусств России профессора Челомбиева В.Н. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ Мухина Н.А., которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания храма. Сегодня храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами.

Термины:  Академия  Академия художеств  Армия  Архитектура  Архивы исторические  Блага  Бог  Вера  Византийская империя  Владимир-на-Клязьме  Власть политическая  Война  Генерал-губернатор  Государственности традиции  Государство  Гражданство  Дворцы  Декрет  Деятельность  Дмитров  Епископ  Закон  Идеализм  Иерусалим  Икона  Император  Искусство  История  Классицизм  Князь  Коломенское  Культура  Личность  Манифест  Митрополит  Монархия  Монастырь  Народность  Нация  Общество  Отечественная война 1812  Памятник  Патриарх  Первопрестольная  Политика  Православие  Президент  Президент Российской Федерации  Республика  Род  Россия  Русская православная церковь  Русь  Свобода  Собор  СНК  Советы  Современное общество  Социализм  Традиция  Труд  Федерация  Царь  Ценность  Церковь  Экология  Экспедиция  Эпоха

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Александр I  Александр II  Александр III  Алексий II  Верещагин В.В.  Голицыны  Ельцин Б.Н.  Клодт П.К.  Крамской И.Н.  Николай I  Суриков В.И.  Тон К.А.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  12 ИН 1812  15 НЯ 1812  25 ДК 1812  1813  12 ОК 1817  1832  10 СН 1839  13 ДК 1880  26 МЙ 1883  5 ДК 1931  1849  1860  26 МЙ 1883  ЯН 1918  5 ДК 1931  4 ЯН 1934  1958  22 ОК 1989  16 ИЛ 1992  31 МЙ 1994  7 СН 1994  7 ЯН 1995  29 МР 1995  26 МЙ 1995  7 ЯН 1998  22 СН 1998

01.gif (814 bytes)
   

SM