Миниатюра_

Христианство (греч. christos - помазанник, мессия, искупитель) - одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в I в. как вера в Иисуса Христа, основателя христианства, богочеловека, принявшего смерть на кресте в искупление грехов человеческих и затем воскресшего, вознёсшегося на небо, спасителя мира, второго лица триединого божества. Христианство представляет собой наиболее полное и последовательное воплощение теизма, учения о едином, личностном Боге, существующем вне мира, Боге Творце и "хранителе" мира. Христианство основывается на догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога, единого в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В центре христианства - вера в Иисуса Христа как Сына Бога, соединившего в Себе совершенного человека с полнотой Божественного Бытия. В гармонии телесного (материального) и духовного (идеального) начал в Иисусе свидетельствовалось и осуществлялось первоначальное единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения человека ("первородный грех") и восстановлено искупительной жертвой "единородного Сына Божия": страданием, крестной мукой, смертью ок.33 и воскресением Иисуса. Христианство наследует от иудаизма идею единого Бога, сотворившего мир в свободном акте воли. Личностное понимание Бога, свойственное библейской традиции, выражено в догматах триединства и боговоплощения. Учение о Троице, выработанное в тринитарных спорах и полемике с арианством, принимается большинством христианских церквей. К к. IV в. был зафиксирован весь свод Священного Писания - собрание "богодухновенных" книг ветхозаветного и новозаветного канона. В пространстве культуры впервые стали чётко различимы две сферы - веры и разума как духовные горизонты христианского мышления. Учение Христа выходит за пределы этики героизма, свободы от страха и надежды античного человека-олимпийца. Нравственная максима "несения своего креста" ориентировала каждого на принятие страдания в этом мире от неправой власти "князя мира сего", сатаны и на страдания внутренние, переживания, свойственные обострённому самосознанию. Религиозно-нравственная и философская сущность христианства была ясно выражена в посланиях апостола Павла, заложившего основы новой, не известной античности антропологии: человек сотворён по "образу Бога" и получил задание быть "подобием Его". В этом мире человек стремится к своим божественным возможностям, "вверх", но живя на земле, он неизбежно поддаётся земным соблазнам, "искусу" и падает "вниз". Так возникает своеобразное раздвоение личности, которое отсутствовало в античности; раздвоение м.бездной благодати и бездной погибели, м. материальным и идеальным, чувственно-эмоциональным и интуитивно-интеллектуальным, конечным и бесконечным, в к. концов - м. жизнью и смертью, "ибо я понимаю, - говорит апостол Павел, - что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". Задача человека в силу его причастности к Богу - не просто жить "здесь и теперь", но постоянно преображать себя. Христианская мысль отличается от античной своей нравственно-мировоззренческой парадигмой. Христианство основано на принципах теоцентризма (Бог - источник и причина всего), креацинизма (мир создан Богом из ничего), прдвиденциализма (Бог попечительствует миру), антропоцентризма (человек - господин и повелитель всего, что создано Богом для него). Идеал греческой мысли - созерцательный разум, отсутствие страстей. Философ - бесстрастный наблюдатель мировой драмы. Христианское мироощущение насыщено эмоциями, в Писании сказано: "Горе тому, кто не горяч, не холоден, но тепел". Для христианского сознания циклическое время древних выпрямляется, превращается в прямую линию, "стрелу", устремленную в будущее. Новая концепция времени наполняет жизнь смыслом, насыщает разум эмоциями. Жизнь приобретает смысл, в ней появляются цель, начало и конец. Начало - сотворение мира, затем - пришествие Христа. Конец - это второе пришествие, Страшный Суд, спасение, жизнь вечная. С этой концепцией связано чуждое др.религиям понятие "таинства" как особого культового действия, вводящего божественное в человеческую жизнь. В XVI в. широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - приводит к появлению третьего направления в христианства, протестантизма. Современными философскими версиями католицизма и протестантизма являются соответственно неотомизм и диалектическая теология. Социально-политические аспекты человеческого бытия рассматриваются в современной христианской философии персонализма. Православие придерживается традиций святоотеческого богословия. Приветствовалось принятие христианства иноверцами: "А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве и в городех у иноземцев же некрещёных розных же вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по тому челобитью тех иноземцов крестити в православную християнъскую веру, а окупу за них давать иноземъцом по пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою. А будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить потому, что в купчих денги пишут с прибавкою" (Соборное уложение 1649, гл.20, ст.71).

Церковь и цивилизационный выбор Европы. V-XII вв.

Церковь и цивилизационный выбор Европы. V-XII вв.

В 867 патриарх Фотий учредил в Константинополе первую епархию для славян и варягов, принявших христианство. Первая удачная массовая христианизация русов греками относится к 974-977. 16 ИЛ 1054 произошло разделение христианской церкви на западную и восточную. В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. В 1299 митрополитом Максимом митрополичья кафедра была перенесена из Киева во Владимир. 19 ЯН 1918 патриарх Тихон (род.31 ДК 1865) предал Советскую власть анафеме, а 25 ЯН 1918 в Киеве был убит митрополит Владимир. 10 ФВ 1918 в Москве состоялся большой крестный ход в знак протеста против декрета об отделении церкви от государства. В Воронеже 9 ЯН 1919 были расстреляны 160 священнослужителей, включая архиепископа Тихона Воронежского . В 1922 выступая  на Петроградском процессе против церковников обвинителя большевик Красикова П.А. говорил: "Вся православная церковь - контрреволюционная организация. Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю церковь". Убийства священников продолжались и в постперестроечной России. Так, 9 СН 1990 был убит Мень А.В. (род.22 ЯН 1935).

Термины:  Архиепископ   Блага  Бог  Богословие (теология)  Большевизм   Буддизм  Быт  Вера  Византийская империя  Владимир-на-Клязьме  Власть государственная  Власть политическая  Воронеж  Государственности традиции  Государство  Движения социальные  Декрет  Диалектика  Епископ  Идеализм  Интеллектуал  Интуиция  Ислам  Католицизм  Киев  Концепция  Личность  Материя  Миниатюра  Мировоззрение  Митрополит  Норманны  Организация политическая  Организация социальная  Отношения социальные  Патриарх  Перестройка  Персонализм  Попечительство  Род  Россия  Самосознание  Славяне  Собственность  Соборное уложение 1649  Современное общество  Сфера  Традиция  Философия  Церковь  Человек  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Иван I Данилович (Калита)  Максим

01.gif (814 bytes)

Хронология:  974  977  16 ИЛ 1054  1299  1340  31 ДК 1865  19 ЯН 1918  25 ЯН 1918  10 ФВ 1918  9 ЯН 1919  1922  22 ЯН 1935  9 СН 1990  Док.Послание патриарха Тихона 19 января 1918 г.

01.gif (814 bytes)
   

SM