Терновский И.Н._

Индустриализация  Республика  Республика Коми  Род  Социализм  Ухта  21 ИЛ 1930  1954  1965  1973

Целовальник - 1. Должностное лицо в ХV-ХVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Давал клятву (целовал крест). Должность введена Иваном Грозным в соответствии с земской реформой. Заменила наместничье управление, основанное на кормлении, на местное выборное самоуправление - земскую избу с земским старостой, дьячком, целовальником. В Новоторговом уставе Ордина-Нащокина А.Л. отмечалось: "А по очереди и по выбору из гостей и из лутчих торговых людей головы и целовальники в царствующем граде Москве и в порубежных городех Великие Росии за верою по заповеди христове святого евангелия и за страхом суда праведного божия, прежних постановленных государственных указов в целости остерегая, также и последствующих ко всякой государственной зборов таможенных прибыли и к обороне торговых людей от всяких сторонних разорительных обид со всяким усердством радети и беречи того всего накрепко. А выбраны имеют быти как с началу нынешнего постановления к городу с Москвы гость и ему товарыщи по разсмотрению, а не по дружбе и ни по недружбе, но самою христианскою правдою без оскорбления, и выбрав досужих и богу угодных людей". В ст.8 разъяснялись функции целовальников: "А как они приедут к городу Архангельскому, и им явитись в таможне и подать им выпись ту, которая им дана на Вологде. И в таможне у города те их товары против выписи записать в книги имянно на те ж имяны, на которые написаны товары в выписи. А без памяти из таможни от гостя с товарыщи тех товаров из барок и из ыных судов никому не выгружать и не вынимать. А гостю ехать с Москвы з достальными целовальники мая с 15 числа и оставить целовальника на Вологде для отпуску юхотного и иных товаров. И отпускать те товары тому ж целовальнику и вологодскому таможенному голове, и давать выписи за таможенною печатью и за рукою. Да гостю же в прибавку в целовальники с Устюга Великого, и с Каргаполя, и от Соливычеготцкой (имать) по 2 человека и быти им на ярманке у таможенного збору". 

Целовальники, наряду с земскими старостами выбирались крестьянами и посадскими людьми, утверждались воеводой и приносили присягу на добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей. Они имели помощников - земских дьячков для ведения делопроизводства общин, земских приставов, или посыльщиков, выполнявших поручения за определённую плату. За церковные дела экономического плана в приходе, который обычно соответствовал волости-погосту, отвечал церковный староста. В Пустозёрском остроге в связи с тем, что эта крепость использовалась правительством как место заточения своих политических противников, в составе местного самоуправления были должности двух (в н.1680-х) "острожных" целовальников.

Основной задачей голов и целовальников было получение "таможенных и кабацких доходов" в размере, превышающем прошлогодний сбор. Если случался недобор и выяснялось, что он произошёл из-за нерасторопности служащих, то головы и целовальники отвечали своим имуществом. А если сумма недобора была очень велика, то незадачливым служащим вынуждены были "помогать", уплачивая необходимую сумму денег, поручители, т.е. община, выдвинувшая их на эти должности. Когда кабаки сдавались в аренду ("на откуп") пожелавшим этого предпринимателям, тогда, естественно, в этих кабаках государственная служба-повинность целовальников временно отменялась. В Яренском уезде, как и на всём Европейском Севере России, таможни, отмененные при правлении царей Фёодора Ивановича и Годунова Б.Ф., были восстановлены в 1606 и просуществовали до с.XVIII в. Широкая сеть кабаков покрала поморские уезды, в т.ч. и Коми край, при первом царе династии Романовых Михаиле Фёдоровиче. В Лузской Пермце и Яренском уезде в таможнях и в кабаках находились только целовальники. В Пустозёрском же уезде в 1680-х были: в Пустозёрском остроге таможенный голова, ларечный целовальник, ведавший продажей соли, и два целовальника "чарочных"; в Ижемской слободке - заставный голова, который отвечал за то, чтобы торговцы, ехавшие из Сибири, не проезжали мимо Ижемской таможни, таможенный целовальник и кабацкий целовальник; в Усть-Цилемской слободке - два таможенных целовальника. Такова была система неправительственного управления, обеспечивавшая поддержание правопорядка, сбор налогов, выполнение повинностей и получение очень крупных государственных доходов через сбор таможенных пошлин и продажу в казённых питейиых заведениях спиртных напитков. В 1692 зафиксировано новое явление: в Усть-Неме появляется свой судейка. Одновременно были отмечены судейки на Вишере и в Усть-Куломе. 1694 принёс ещё одно изменение. В Усть-Немской волости появляется относительно самостоятельная единица - Деревянный приход со своим земским целовальником. Этот приход включал в себя селения Деревянный, Аныб, Подъельск. Причём деревянцы претендовали на прямую связь с Новгородским приказом.

2. Продавец в казённой винной лавке.

Создание новой системы местного управления. Конец 1720-х гг.

Создание новой системы местного управления. Конец 1720-х гг.

 

Термины:  Аныб  Аренда  Воевода  Волость  Голова  Государство  "Дело"  Денга  Деньги  Династия  Досуг  Доход  Дьяк  Земская реформа Ивана IV в с.ХVI в.  Земства  Зыряне  Ижма  Изменения социальные  Имущественное неравенство  Казна  Крестьяне  Местное самоуправление  Налоги  Наместник  Новгород  Новоторговый устав  Община соседская  Обычай  Острог  Откупщик  Отношения социальные  Погост  Политика  Посадские люди  Предпринимательство  Приказы  Производство  Реформа  Россия  Самоуправление  Слобода  Тамга  Товарно-денежные отношения  Товарное хозяйство  Уезд  Царь  Церковь  Человек  Черносошные крестьяне  Экономика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Годунов Б.Ф.  Михаил Фёдорович  Романовы  Ордин-Нащокин А.Л.  Романовы  Фёдор Иванович

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1606  Док.Стефан Гейс (Гизен). Описание путешествия в Москву посла Римского императора Николая Варкоча 1593 года, июня 22. Извлечения

   

SM