Пересветов И.С._

Бог  Бояре  Великое княжество Литовское  Вера  Власть государственная  Власть политическая  Воевода  Война  Государство  Дворяне  Идеализм  Идеология  Империя  Интерес социальный  Кабала  Каган  Класс  Местничество  Монархия  Опричнина  Полк  Поместье  Реформы  Речь Посполитая  Россия  Самодержавие  Свобода  Сказание  Террор  Террор опричный  Турки-османы  Феодализм  Холопы  Царь  Церковь  Челобитная  Человек  Янычары  Иван Грозный  к.1538  1539  1547  к.1549  1550

Челобитная - письменное прошение в ХV-н.ХVIII вв., при подаче которого "били челом", кланялись с прикосновением лба к земле. Представляли из себя  просьбы, жалобы, доносы ("изветы") и др. Подавались отдельными лицами и коллективами дворян, посадских людей, крестьян и т.д. в центральные и местные государственные учреждения, на имя великого князя, царя, помещиков и вотчинников, церковных иерархов и др. Податель челобитной - челобитчик. В своих челобитных 1510-1511 Филофей изложил теорию о том, что Москва является хранительницей истинной христианской веры, известной под названием "Москва - третий Рим". Известны челобитные Ивана Пересветова, одного из думных бояр правительства Ивана IV. Именно этого человека можно назвать "генератором" реформ второй пол.XVI в. Ему же и, видимо, не без оснований приписывают высказывание: "Государство без грозы, что конь без узды". Отсюда, возможно, и пошло прозвище Ивана Васильевича - "Грозный". К 1547 относится написание Пересветовым И.С. книг "Человеколюбие", "Сказание о Петре, волосском воеводе", "Сказание о Магомете Салтане". Этот же год (1547) является началом подачи челобитных Ивану IV, которые подавал до 1550. Приёмом челобитных грамот ведал Челобитный приказ (1571) описанный Котошихиным Г.: "Челобитенной Приказ; а в нём сидит околничей, да два дьяка. А ведомы в нём челобитные: которые люди подают царю в походех и на празники, и тех челобитен царь слушает сам и бояре, и по которой челобитной доведется быти указу, или отказу, и на тех челобитных подписывают думные дьяки; и слушав царь тех челобитен, отсылает в тот Приказ, а ис Приказу посылают те челобитные с подьячими, велят им честь их на площади перед царским двором всем людем, и отдавать имянно тем людем, чья та челобитная будет, а иные люди емлют свои челобитные в Приказе, и кто о чем бил челом, смотря по подписи, ходят в те Приказы, куды подписано будет и где дело его. Да в том же Приказе ведомы судом приказные люди, дьяки и подьячие, и сторожи, и ходаки; и доходы денежные с судных дел, неболшие". С 1627 Михаилу Фёдоровичу начинают поступать челобитные торговых людей об изгнании иноземцев с российского рынка.

 

Термины:  Великий князь  Вера  Вотчина  Государство  Дворянство  Денга  Деньги  Доход  Думные бояре  Иерархия  Истина  Крестьяне  "Москва - третий Рим"  Отношения социальные  Подьячий  Помещики  Посадские люди  Приказы  Реформа  Россия  Рыночная экономика  Сказание  Христианство  Царь  Церковь  Человек

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Иван IV  Михаил Фёдорович  Пересветов И.С.  Филофей

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1510  1511  1547  1547  1550  1571  1627

   

SM