А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мережковский Д.С._

Белоэмигрант  Бог  Действие социальное  Демократия  Добро и Зло  Душа  Идеализм  История  Коммунизм  Культура  Личность  Московский университет  Народность  Рабовладельческий строй  Революция  Россия  Самодержавие  Санкт-Петербург  Свобода  Социал-демократия  Социализм  Труд  Университет  Участие политическое  Философия  Христианство  Церковь  Человек  Эмиграция  Язычество  Достоевский Ф.М.  Гитлер А.  Пётр I  2 АВ 1865  1865  1884  1888  1889  1892  1896  1901  1905  весна 1906  1908  1909  1920  1927  9 ДК 1941  1945  1951

Человек - центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, "неуловимость" определения данной категории связана с тем, что "человек" есть одновременно и личностно-ориентационная, и философско-теоретическая проблема. Проблему человека как личностно-ориентационную можно сформулировать следующим образом: "человек есть постоянная проблема для самого себя". Он не является набором неизменных качеств, "прозрачных", доступных самому их носителю. Человек каждый раз "рискует" собой, осуществляя нравственный выбор, совершая определённый поступок. Философско-теоретическое содержание категории "человек" требует выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема человека оказывается центральной философской проблемой, предельно сближается с предметом философии вообще. Центральное место данной проблемы в философии было осознано не сразу. В древности человек рассматривался как часть космоса, как элемент мирового порядка. "Разум" как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с "естественным законом", то превращал человека в один из многочисленных модусов духовной субстанции. Только Кант И. открыто ставит проблему "Что такое человек?" в центр философского исследования. По-своему развивая идеи, заложенные в христианской концепции человека, Кант рассматривал его как существо, принадлежащее и к миру природы, и к миру свободы. Философия человека должна решить две проблемы: "что делает из человека природа" и "что он делает или может и должен сделать из себя сам". Соотношение двух указанных аспектов проблемы человека закрепляется во взаимосвязанной системе понятий "природа человека", "сущность человека", "индивид", "индивидуальность", "личность", Понятие "природа человека" выражает ту ситуацию, в которой находится изначально каждый человек; это его "стартовые условия", противоречивое единство материального и духовного, природного и социального. В данном понятии отсутствует нормативность, оно характеризует человека с т.з. "сущего". Природа человека предполагает также возможность осознания собственной противоречивости и потребности её преодоления. Сущность человека - это результат свободного выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его "природой". Не м.б. "двух сущностей" человека как двух равноправных вариантов выбора. Сущность человека - это путь творчества, самопожертвования, свободы. Сущность человека никогда не совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Сущность человека - это понятие из мира должного, это ценностный ориентир для индивида, это идеал, к которому надо стремиться, а не набор качеств, которыми можно завладеть навсегда. Совпадение сущности и природы человека характерно для субстанционалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его бытия, неизменные качества (натурализм просветителей, антропологизм Фейербаха Л., , прагматизм). Для др.группы теорий характерен десубстанциональный, процессуальный подход к человеку, рассмотрение сущности человека в качестве регулятивного понятия, идеала, до конца не реализующегося в самосозидающей деятельности человека (экзистенциализм, герменевтика, феноменология, отчасти марксистская концепция человека).

Термины:  Бог  Быт  Дарвинизм социальный  Деятельность  Законы социальные  Идеализм  Индивидуализм  Концепция  Космос  Личность  Марксизм  Материя  Общество  Отношения социальные  Потребность  Прагматизм  Просвещение  Свобода  Собственность  Исследование социологическое  Философия  Христианство  Ценность

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Фрейд Зигмунд

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM