Дипломатия Италии в XII-XV вв.

Экзистенциализм (от лат.- существование), "философия существования" - философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий. Самостоятельным философским направлением экзистенциализма стал в н. XX в. в России, Германии, Франции. К числу представителей экзистенциализма относятся: Бердяев Н.А., Шестов Л. (Россия); Бубер М., Хайдеггер М., Ясперс К. (Германия); Марсель Г., Сартр Ж.-П., Камю А. (Франция), Аббаньяно Н., Пачи (Италия) Э. К экзистенциализму близки французский персонализм ( Мунье Э.), концепция неогегельянца Кожева А.  (Франция), немецкая "диалектическая теология" ( Барт К., Бультман Р., Тиллих П.), концепции Ортеги-и-Гассета X. и Унамуно М. (Испания).

В 1940-1960-х экзистенциализм стал одним из влиятельных течений в духовной жизни Европы. Экзистенциализм - выражение и осмысление кризиса социального оптимизма, гарантированности человеческого существования на фоне технического прогресса. Экзистенциализм - попытка вернуть человека от соблазна "сверхчеловечности", подкреплённого материальными успехами человечества, к ограниченности и конечности собственного существования, в котором только человек и может обрести величие, стать "невластным Богом".

В. структуре внутреннего мира человека экзистенция непознаваема, она не есть нечто, заданное природой, обществом как "внешним", и не объективируема, не может перейти во внешнее, не утеряв собственной природы, человек прикасается к экзиетенции чаще всего в минуты личных потрясений, "по граничных ситуаций" (Ясперс К.). Чаще всего человек проецирует себя в сферу "не-Я", в сферу объектности. Осознав своё отличие от "не-Я", человек понимает, что его существование окружено океаном "Ничто". Предельным выражением "не-Я", "Ничто", является смерть. Но безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека. Подлинное бытие человека - это "свобода-к-смерти" ( Хайдеггер М.). Это жизнь человека, осознающего свою уникальность-конечность и стремящегося реализовать её в уникальности-творчёстве. Бердяев Н.А. назвал свою философию "мэонологией" (греч. мэон - "ничто"). Человек, вставший на путь "раскрытия" собственного бытия, относится к своей жизни как к вечному самопроектированию (Сартр Ж.-П.). Это не рациональное замысливание будущего жизненного пути, это способность постоянно выходить за рамки данного, способность к трансцендированию.

Принято различать атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Бердяев, Ясперс, Бубер) экзистенциализм. Градация эта весьма условна. Атеистический экзистенциализм говорит о "заброшенности" человека, фактически - о его "богооставленности". Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему "проекту", подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: "Выбирая себя, я выбираю человечество" (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о "страшном бремени" свободы, "кошмаре свободы". Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия. В атеистическом экзистенциализме появляется идея "ожидания Бога", но Бога, не сводимого к ритуально-магическому объекту, отношения с которым вполне предсказуемы.

Но и в религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру, это скорее "шифр" идеального человеческого универсума, "миф Богочеловечества Христа", соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который "высвечивает путь человека к творчеству" (Бердяев, Шестов). Порой "Бог" становится своего рода философемой философской конструкцией, сопряжение с которой позволит когда-либо человечеству стать "коллективным Богом", частью мирового целого (Бубер). Библейский сюжет о грехопадении, искуплении и спасении человека, его возвращении к Богу в религиозном экзистенциализме трансформируется в мысль о необходимости героического подвига, свершаемого каждым человеком - платы за свободу; В противном случае человек пребывает в иллюзорно-магическом, несвободном отношении к Богу.

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Антропологизм  Бог  Богословие (теология)  Власть  Индивидуализм  Кризис  Концепция  Личность  Материализм  Миф  Общество  Отношения социальные  Персонализм  Прогресс  Рациональность  Россия  Свобода  Собственность  Структура социальная  Сфера  Традиция  Философия  Христианство  Человек  Эон

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Бердяев Н.А.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

   

SM