Лапина Кристина. Животный мир и экология Республики Коми ЭкософияЭкософия - одно из направлений в современном экологическом сознании, рассматривающее отношения человека к природе в интимно-личностном, этическом, эстетическом, религиозном аспектах. Экософия имеет ряд разновидностей. Для представителей глубинной экологии (Наеес А., Андерсон У., Фокс У. и др.) изменение взаимоотношений общества и природы начинается с изменения самой структуры нашего "я". Традиционное противопоставление "я" и окружающего мира заменяется представлением о том, что наше "я" - это поле, которое постоянно расширяется, углубляется, сливаясь со всем существующим на планете. Забота о природе становится заботой о себе, все преграды м."я" и природой рушатся, человек начинает мыслить "изнутри" природы, общепринятая нормативная мораль оказывается излишней. Личность превращается в "эко-я", она готова "сбросить с себя бремя отождествления только с человеческой сущностью". Человек начинает говорить от имени земли, леса, горы. В рамках глубинной экологии предлагаются способы слияния с природой: ритуальные формы действий, медитативные упражнения, пробуждение "эволюционной памяти", "эко-дыхательные" упражнения, подключающие "я" человека к большому экологическому "Я". Человек утрачивает индивидуальную свободу, подчиняясь душе природы, растворяясь в ней. Другая тенденция в экософии, персоналистическая экология, ориентирована на идею сотрудничества с природой, руководства природой, расширения возможностей природы. Зачастую она бывает связана с христианскими воззрениями, расширяя стремление христиан к собственному спасению, до заботы о всём живом на Земле. Отношения человека и природы должны приобрести характер симфонии. Вопреки распространённому мнению, что христианство явилось источником потребительского отношения к природе. Уайт Л., Пассмор Дж., Аттфилд Р. утверждают, что в христианстве коренятся совершенно иные тенденции взаимоотношения человека с природой. Библейский Эдем - это идеальный образ природы, возврат к единению с ней. Грехопадение - это деспотически-потребительское отношение к природе, выраженное в рационализации взглядов на природу как объект анализа и носитель стоимости. Мироощущение христианина способно за видимой ограниченностью природы прозреть божественный замысел движения тварного мира к совершенству, к единению с Творцом. В этом случае "я" не растворяется в душе природы; напротив зрелость "я" есть залог существования и "возрастания" природы. Движения социальные Действие социальное Деспотизм Изменения социальные Индивидуализм Личность Мораль Отношения социальные Потребность Рационализация Реабилитация Свобода Собственность Современное общество Структура социальная Традиция Христианство Человек Экология Эстетическое Этика
|