Роман Мстиславич_

Бояре  Ватикан  Византийская империя  Владимир-на-Клязьме  Власть государственная  Власть политическая  Война  Волыняне  Галицкое княжество  Галич (Карпатский)  Древняя Русь  Католицизм  Киев  Князь  Княжество  Новгород  Политическая борьба  Половцы  Священная Римская империя  Феодализм  Церковь

1168  1169  1170  1180  1199  1203  1204  1205

Эпос. В период Киевской Руси складывается эпос, сюжеты которого сохранены в устном народном творчестве в форме былин (старин). В IX в. возникли сюжеты былин "Дунай", "Вольга и Микула", "Михайло Поток", "Саур Левонидович", "Сухман". В X-XI вв. они дополняются былинами (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, князе Владимире Красно Солнышко); в XI-н.XII вв. в былинном эпосе нашли отражение события периода правления Ярослава Мудрого ("Соловей Будимирович") и Владимира Мономаха (об Алёше Поповиче, "Ставр Годинович"); известны новгородские былины о купце Садко Сытиниче, галицко-волынские о князе Романе Мстиславиче Галицком. Широко были распространены берестяные грамоты. В XIV-XVI вв. в основе произведений этого жанра лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести - светские произведения, близкие к устному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии. В них рассказывалось о борьбе с монголо-татарским игом: песни об Авдотье-Рязаночке, о Щелкане Дудентьевиче, "О битве на реке Калке", "Песнь (повесть) о разорении Рязани Батыем (Батыем Рязани)". Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Ей посвящены "Задонщина" Софония Рязанца, созданная по образцу "Слова о полку Игореве" (по другим данным "Задонщина" записана монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином в к.XV в.), "Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче". Др.произведениями антиордынского цикла являются повести "О погибели русской земли", "О московском взятии от царя Тохтамыша" (9 СН 1382), памятник тверской литературы "Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде", "Житие Михаила Черниговского" и др. Русские князья представлены в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны. Идея национального освобождения и патриотизма отражена так же в произведениях, посвящённых освобождению северо-западных рубежей русской земли: "Житие Давмонта", "Житие святого Александра Невского". К XVI в. относятся "Сказание о Мамаевом побоище", "Сказание о князьях Владимирских", "Сказание (История) о царстве Казанском" (1564-1566), "Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков".

 

Термины:  Берестяные грамоты  Былины (старины)  Вера  Галицкое княжество  Иго  Идеология  История  Куликовская битва  Купечество  Монастырь  Монах  Мурома  Народность  Новгород  Орда  Памятник  Патриотизм  Повесть о нашествии Тохтамыша  Повесть о разорении Рязани Батыем  Политическая борьба  Полк  Православие  Псков  Рязань Старая  Сказание  "Сказание о князьях владимирских"  "Сказание о Мамаевом побоище"  Современное общество  Татары  Тверское княжество  Церковь

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Владимир I Святославич  Владимир Мономах  Врубель М.А.  Роман Мстиславич  Стефан Баторий  Ярослав Мудрый

01.gif (814 bytes)

Хронология:  9 СН 1382  1564  1566  

Док. Задонщина

01.gif (814 bytes)
   

SM