Шацкая В.Н._

Академия  Губерния  Действие социальное  Деятельность  Искусство  Колонизация  Народность  Образование  Общество  Организация социальная  Орден  Партия  Политика  Просвещение  Республика  Россия  СНК  Советы  Социализм  Труд  Федерация  Эстетическое

Зеленко А.У.  Ульянов В.И.  Шацкий С.Т.

26 МЙ 1882  1905  1910  1911  1919  1930  1932  1932  1943  1944  1947  1948  1950  1950  1962  1963  1978

Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания. Однако это лишь внешние особенности эстетического отношения к миру. Кант И. рассматривал эстетическое как "целесообразность без цели". Всё окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определённые цели человек в эстетическом отношении как бы "не присутствует". Всё вокруг наполнено смыслом, всё имеет отношение к человеку, но конкретный, "конечный смысл" скрыт, всё в эстетическом отношении, по словам Шиллера Ф., лишь "обещание радости". В эстетическом отношении человек переживает свои собственные "родовые" возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в "горизонте возможного". Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развёртывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека "остаться собой" и "быть всем", потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звёздного неба и в глубины собственной души. Эстетическое отношение к миру - это освоение мира в его смысловой перспективе. Человек относится к миру не как к объекту познавательного, производственного, социально-преобразующего воздействия: мир уже не вращается вокруг моего эгоистического "Я". Происходит децентрация мира. Человек начинает чувствовать "душу" вещей, обретает способность к пониманию Другого. Эстетическое отношение к миру не является рациональной конструкцией, оно легко "подключается" к различным духовным образованием (и эксплуатируется ими) - к утопическому сознанию, мифу, идеологии. Основные эстетические ценности - прекрасное, возвышенное, трагическое - становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности - становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категории этики) ведут "двойное" существование. Они являются теми "очками", сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно эстетические категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки - эстетики.

Термины:  Действие социальное  Деятельность  Законы социальные  Идеология  Исследование социологическое  Миф  Миф политический  Отношения социальные  Потребность  Производство  Рациональность  Род  Свобода  Собственность  Сфера  Ценность  Утопия  Ценность  Человек  Эксплуатация  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Серов В.А.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  31 ЯН 1881  23 ЯН 1931

01.gif (814 bytes)
   

SM