Горячих Анна. Эстонцы ЭстонцыЭстонцы (самоназвание - Eestlased, ранее Maarahvas - народ земли) - финно-угорский народ, общая численность примерно 1,1 миллиона человек, в т.ч. в Эстонии ок.921 тысяч (2008). Проживают также в соседних Латвии и Российской Федерации. В 24 ФВ 1918-21 ИЛ 1940 и с 3 МР 1991 Эстония - суверенное государство (столица -Таллинн). Основные этнические соседи эстонцев - латыши и русские. Верующие в основном лютеране, есть православные. В средние века эстов на Руси называли чудью. Антропологически относятся к восточно-балтийской и нордической расам и переходными типами м.ними. Эстонцы - одна из самых "белокурых" групп, когда-либо обследованных антропологами. Версии происхождения и родства Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) по мнению некоторых исследователей никак не связаны с современными эстонцами, как и эсты (айсты, Hestii), упоминаемые Иорданом предположительно вовсе не те жители небольшого балтийского государства, о которых можно сейчас подумать. Эсты - не самоназвание и, к слову, современные эстонцы взяли его для обозначения своей нации лишь в с.XIX-н.XX вв. (в период "национального возрождения") - ээстласед. До этого они сами себя именовали маарахвас (эст. maarahvas букв.-"земляки", "народ земли", "сельский народ", "крестьянское простонародье"). Эсты как отдельный народ финно-угорского происхождения упоминался в ливонских хрониках (в частности, у Генриха Латвийского в его хронике, XIII в.), но своим названием по гипотезе обязаны термину "восток", "Восточная земля" - Эстланд. В русских летописях предки эстонцев, наряду с некоторыми др.племенами фигурируют под названием чудь. По мере продвижения "западного влияния" на восточные земли вдоль побережья Балтики, менялись и носители этого названия. Поэтому у Тацита и Иордана - эсты (эстии) или аэстии возможно племена у Вислы, летто-литовские (балтские племена) и затем только современные носители этого этнонима, оказавшиеся самыми восточными в этом направлении. Однако эта гипотеза происхождения этнонима не учитывает того обстоятельства, что случай этот совпадения названия у балтских и прибалтийско-финских племён не единственный. Подобная же ситуация сложилась с племенем нарова, название которого оставило след в топонимах южной Прибалтики, Польши и Белоруссии, хотя само племя совершенно однозначно осело по течению Нарвы на южном берегу Финского залива и имело своей столицей город Ругодив. Возможно, т.к. и нарова (и вместе с ними), балты эстии мигрировали с нижнего течения Вислы и осели в Прибалтике, растворившись со временем среди местного прибалтийско-финского населения, но оставив ему свой этноним, под которым племя знали соседние народы, подобно тому, как тюрки-булгары дали название болгарам. Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Этническое происхождение самых древних поселенцев на современных эстонских землях не известно. Считают, что они относились к неолитическим народам, субстрат языка которых до с.п. существует в языках современной Европы. С т.з. истории эстонской культуры большое значение имеет прибытие финно-угорских племён на территорию Эстонии. Многие культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также автор научно-популярных книг Леннарт Мери неоднократно пытались найти в традициях эстонцев именно финно-угорское наследие. С территорией Эстонии связана также культура балтийских немцев, прибрежных шведов и русских старообрядцев. Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в III тыс.до н.э. финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы. Начиная с III в. на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса сету, а также на Юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде. V-IX вв. - период среднего железного века, хотя в Прибалтике до н.X в. железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX в., в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой - главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. Семья состояла из 8-10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание - жилая рига - фасадом во двор, с севера на юг. Последний период железного века (IX-XIII вв.) был для Эстонии временем экономического подъёма, быстро развивалось земледелие, основной зерновой культурой был ячмень. Выращивали также пшеницу, овёс, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй пол.XI в. стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Развивалось кузнечное ремесло, стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей, но этот недостаток компенсировала торговля. В XIII в. наметившийся экономический подъём был остановлен вторжением немецких рыцарей. В XIII в. они напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, шелонян, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе, называемой ими "Священной войны" происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень. К к.XIII в. на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречий сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя "народом земли". Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и древнейшую форму эстонской народной музыки, сформировавшуюся в I тыс.до н.э.: т.н. руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом. С XI-XIII вв. появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространённым красителем был калган, из которого получали красный цвет. Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX в. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, пр.всего, священные дубравы - небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли - а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) - дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, т.к. считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при др.бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные "псевдонимы". Поздней осенью поминали всех умерших - верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир. Антропологизм Археологическая культура Археология Балты Белорусы Блага Бог Бронзовый век Вера Волхвы (чародеи, "кощунники") Германия Государство Группа социальная Двор Дело Древняя Русь Душа Железный век Исследование социологическое История Культура Латыши Летопись Ливы Немцы Неолит Неолитическая революция Латыши Ливонский орден (Ливония) Литовцы Мировоззрение Миф Народность Нация Общество Племя Польша Православие Происхождение финнов Пруссия Пруссы Ремесло Рига Род Россия Руны Русь Славяне Современное общество Старообрядчество Суверенитет Топонимика Торговля международная Традиция Уезд Чудь Федерация Финляндия Финно-угры Финны Хронограф Хутор Человек Экономика Экономическая система Эстляндия Эстония Этническая общность 24 ФВ 1918 21 ИЛ 1940 3 МР 1991
|