Кустодиев Б.М._

Академия  Академия художеств  Астрахань  Быт  Душа  Государственный совет  Искусство  Крестьяне  Купечество  Медали  Мещане  "Мир искусства"  Монархия  Народность  Нация  Общество  Патриархальное хозяйство  Передвижники  Писцы  Провинция  Революция  Род  Россия  Санкт-Петербург  Современное общество  Счастье  Ярмарка  Гоголь Н.В.  Пушкин А.С.   Репин И.Е.  Шаляпин Ф.И.  23 ФВ 1878  1887  1896  1901  1903  1906  1905  1907  1907  1908  1908  1909  1912  1915  1916  1922  1923  26 МЙ 1927  21 МЙ 2003

Ямщик - крестьянин, живущий при яме и обязанный перевозить почту, пассажиров и грузы. 11 СН 1764 были введены верстовые столбы. 13 ДК 1848 в Санкт-Петербурге впервые в России появились почтовые ящики. 5 МЙ 1867 была учреждена земская почта, а с 1 ЯН 1869 была начата подписка на периодические издания через почту. Ямская гоньба прочно вошла в жизнь крестьянина Коми края. Большое число крестьян края нанималось в гребцы и проводники (зимой) при исполнении повинности по перевозке пассажиров и государственных грузов ямской гоньбы. В 1679  при отпуске пассажиров с Турьинского яма до Соли Вычегодской кормщику давалось платы вместе с арендой лодки от 80 коп. до 1 руб. 30 коп., гребцу - 50-60 коп. Ещё большей была заработная плата проводников, нанимавшихся со своими лошадьми. Так, крестьянин Бажен, нанявшийся на два месяца в проводники "к Соли Вычегодской на ям к усольскому ямщику еренскому к Филиппову Залускому Ивану с двемя лошадьми" получил за работу 6 руб. 80 коп. Дороги находились часто в плохом состоянии. Составитель военно-статистического обозрения по Вологодской губернии в 1848 отмечал плохое состояние почтового тракта дл Вологды: "поправка дороги после каждого разлива сопряжена с большими затруднениями: кроме наведения вновь снятых мостов, необходимо ещё засыпать глубокие ямы, образованные разливом речек. Сверх того, - отмечал он, - многие мосты на ручьях пришли в ветхость". Зимой из Усть-Сысольска и Яренска здесь проходили обозы с дичью и небольшим количеством рыбы, преимущественно печорской сёмги. Современик отмечал: "частных проезжающих, особенно по тракту от Устюга к Усть-Сысольску, бывает весьма мало".

Торгово-почтовый путь, соединявший Мезень с печорскими селениями, летом шёл по рекам и через волоки. Зимой сообщение с Печорой было удобнее. Из Мезени ехали вверх по льду р.Мезени до с.Вожгорского (302 версты). Далее м.рр.Мезенью и Печорой проходила зимняя дорога, на которой стояло 9 станций. Каждая станция состояла из избушки и двора, где жили один или два ямщика и содержалась на мирской счёт тройка лошадей. Всего дорога от с.Вожгорского до с.Усть-Цилемского протянулась на 235 вёрст. От города Мезени до с.Усть-Цильмы зимней дорогой расстояние было 537 вёрст, что почти на 300 вёрст короче летнего пути. Дедом знаменитого живописца, графика, театрального художника Коровин К.А. был разбогатевший потомственный ямщика.

Термины:  Аренда  Война  Государство  Земства  Зыряне  Извоз  Копейка  Крестьяне  Печора  Рубль  Ям  Ямская повинность

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Коровин К.А.  Кустодиев Б.М.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  11 СН 1764  13 ДК 1848  5 МЙ 1867  1 ЯН 1869

01.gif (814 bytes)
   

SM