История

Чаадаев П.Я._

Армия  Блага  Бог  Вера  Власть государственная  Война  Декабристы  Деятельность  Заграничные походы русской армии  Западники  Индивидуализм  История  Католицизм  Князь  Масоны  Мировоззрение  Московский университет  Народность  Нация  Общество  Отечественная война 1812  Патриотизм  Радикализм  Революция  Род  Россия  Северное общество  Славянофилы  Социализм  "Союз благоденствия"  Счастье  Университет  Участие политическое  Философия  Человек  Бакунин М.А.  Белинский В.Г.  Герцен А.И.  Грибоедов А.С.  Кавелин К.Д.  Пестель П.И.  Пушкин А.С.  Самарин Ю.Ф.  Тургенев Н.И.  Щербатов М.М.  27 МЙ 1794  1808  1811  1816  1819  1821  1823  1826  1836  1837  14 АП 1856  1914

6. Идеология. Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным взглядам, самодержавие прибегало не только к репрессиям, но и к созданию официальной идеологии - т.н. теории официальной народности

Портрет Сергея Семёновича Уварова. 1816

Портрет Сергея Семёновича Уварова. 1816

Её творцом стал министр просвещения граф Уваров С. С. Бенкендорф А.Х. говорил: "Прошедшее России удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение". Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим Чаадаев П. Я., опубликовавший в журнале "Телескоп" первое из своих "Философических писем" - смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и её исторической судьбе.

Празднование 75-летия Сиротского института им.Николая I, СПб. "Живая картина" в актовом зале, 1913 год Живые картины, посвященные 75-летию со дня основания института и 300-летия дома Романовых. Живая картина изображала Россию и девять муз - покровительниц института. Из воспоминаний воспитанницы института: "…Раздвинулся … занавес и в облаках появились девять муз в разноцветных греческих костюмах, со всеми эмблемами своего значения, за ними два ангела осеняли пальмами портрет ныне царствующего Государя, а под портретом, в центре, сидела воспитанница, одетая в богатый национальный костюм, изображавшая Россию. В руках она держала нарисованный вид института и русский герб… Зрители горячо и шумно приветствовали исполнителей… Фотографом Булла была снята юбилейная группа…"

Внутренняя и внешняя политика самодержавия во второй четверти XIX в.

Внутренняя и внешняя политика самодержавия во второй четверти XIX в.

 Сельская школа

Сельская школа

В к.1840-х, когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова С.С. противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 уволил Уварова С.С., сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество. Последние годы царствования Николая I характеризовались усилением реакции и вошли в историю как "мрачное семилетие".

Власть  Власть государственная  Граф  Идеология  Кризис  Либерализм  Министерство  Народность  Революция  Общество  Просвещение  Реакция  Революция  Репрессии  Россия  Самодержавие  Социальная революция  Судьба  Теория официальной народности  Философия  Царь  Церковь  Бенкендорф А.Х.  Николай I  Уваров С.С.  Чаадаев П.Я.  1836  1849

Тест. Общественные движения в 1830-1840-х

SM