История

Оседах Анастасия. Культура России второй половины XIX в.

Глава 37. Культура России второй пол.XIX в.

1. Просвещение
2. Книгоиздание и периодика
3. Наука
4. Живопись
5. Архитектура
6. Театр и музыка
7. Литература

Развитие культуры во второй пол.XIX в. можно достаточно чётко разделить на два этапа: 1860-1870-е, т.е. "эпоха великих реформ" и 1880-1890-е, время контрреформ. Общественно-политическая и духовная жизнь этих двух периодов резко различалась.

1. Просвещение

В 1860-х была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, получили право открывать собственные школы земства и др.общественные организации, предоставлялось право преподавания женщинам.

 Учащиеся Тверского реального училища

Учащиеся Тверского реального училища

Однако новый школьный устав, введённый в ДК 1864, не ликвидировал разрыв м.различными типами учебных заведений. Особенно быстрыми темпами начальное образование развивалось в 1860-х и 1890-х. Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трёхлетняя земская школа. Только за первые 10 лет существования земств таких школ было открыто 10 тыс., а к 1914 их стало уже 40 тыс. Наряду с чтением, письмом, арифметикой и Законом Божьим здесь обучали географии, истории, основам естествознания. Значительно более упрощённое образование давалось в церковно-приходских школах. В 1880-1890-х правительство оказывало особую поддержку развитию церковно-приходских школ, считая их более благонадёжными, нежели земские.

 Учитель с детьми

Учитель с детьми

Количество этих школ за время царствования Александра III возросло в 8 раз, а государственные расходы на них - в 40 раз. В целом если до отмены крепостного права в России грамотным было лишь 7% населения, то в 1897 - 21,1% (среди мужчин - 29% , среди женщин - 13%). Основным учебным заведением средней школы оставалась гимназия. В 1865 в России насчитывалось 96 гимназий, в 1882 - 136. В 1860-х наряду с классическими гимназиями появились шестиклассные реальные училища, но их выпускники не имели права поступать в университеты. 18 ИН 1887 правительство, стремясь задержать распространение образования в низших слоях населения, издало разработанный министром просвещения Деляновым И.Д. циркуляр о кухаркиных детях, фактически запретив принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты.

Народный университет Шанявского

Народный университет Шанявского А.Л. в Москве. Позже - высшие партийные курсы при ЦК КПСС. Народный общедоступный университет был построен на средства мецената - польского дворянина, русского генерала Альфонса Шанявского. Будущий генерал родился в 1837 году в Польше, но еще ребенком был отправлен в Россию, в кадетский корпус. Император Николай I распорядился, чтобы из знатных польских семейств брали по мальчику для обучения в России. Так для Альфонса Шанявского был определен жизненный путь. Блестящий гвардейский офицер, выпускник Академии Генерального штаба, он мог сделать карьеру в Петербурге, но по собственной воле поехал служить на Амур. Он хорошо узнал Дальний Восток, в 38 лет вышел в отставку в чине генерал-майора и занялся разработкой золотых приисков. Вскоре он и его компаньоны - инженер Павел Берг и чаеторговец Василий Сабашников - превратились в преуспевающих золотопромышленников.

К к.XIX в. среднее образование имели лишь ок.4% населения России. В пореформенные годы появились новые университеты в Одессе и Томске.

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

 

Нежинская гимназистка

18 ИН 1863 был принят университетский устав, предоставивший университетам автономию и закрывший их территорию для доступа полиции. Наряду с университетским развивалось и специальное высшее образование. В ряде губернских городов открылись технологические и политехничёские институты, в Москве - Петровская земледельческая и лесная академия. Гражданскими учебными заведениями стали Горный институт, Институт инженеров путей сообщения. К к.XIX в. в России было 60 вузов, в которых обучались 30 тыс.студентов. Университетский устав 1863 по-прежнему не разрешил допускать женщин в ряды студентов. Поэтому на рубеже 1860-1870-х стали создаваться Высшие женские курсы. В 1880-х университетское образование продолжало развиваться, численность студентов росла, хотя и в 1897 высшее образование имел лишь 1% населения.

 Мариинский Женский институт

Мариинский Женский институт

Постепенно приобретали массовый характер такие интеллигентские профессии, как учитель, врач, юрист, журналист. Число людей с профессиональным образованием, составлявшее в 1860-х ок.20 тыс.человек, выросло к к.XIX в. до 85 тыс.

Автономия  Академия  Архитектура  Блага  Бог  Гимназия  Государство  Гражданство  Грамота  Губерния  Женские училища  Закон  Земства  Интеллигенция  История  Классицизм  Книгопечатание  Крепостное право  Крестьяне  Культура  Министерство  Образование  Общество  Организация социальная  Политика  Полиция  Просвещение  Общество  Реализм  Реальное образование  Реформа  Реформы Александра II  Россия  Собственность  Сословие  Университет  Университетские уставы  Устав  Царь  Церковь  Циркуляр о "кухаркиных детях"  Человек  Эпоха  Александр III  18 ИН 1863  ДК 1864  18 ИН 1887

Тест. Культура России во второй пол.XIX в.

SM