История

Вышнеградский И.А._

3. Экономическая политика самодержавия

Экономическая политика России в 1890-х была направлена на ликвидацию огромного бюджетного дефицита. Министр финансов Вышнеградский И.А. добился значительного повышения пошлин на импортные товары. Одновременно был увеличен экспорт хлеба и др.сельскохозяйственной продукции, что обеспечило превышение экспорта над импортом. Экспорт хлеба не сокращался даже во время жестокого голода 1891. Вышнеградский И.А. провозгласил: "Недоедим, но вывезем!"

Трамвай в Петербурге

Трамвай в Петербурге

При нём же начался выкуп казной частных железных дорог. Все эти меры обеспечили превышение государственных доходов над расходами и позволили создать значительный золотой запас. В 1892 Вышнеградского И.А. на посту министра финансов сменил Витте С.Ю. - один из крупнейших российских государственных деятелей и реформаторов к.XIX-н.XX в. Продолжая политику предшественника, Витте С.Ю. осуществил в 1890-х ряд крупных мер для укрепления российских финансов. В 1894 он ввёл винную монополию. Продажа крепких напитков полностью перешла в руки государства, которое значительно повысило цены на них. Прибыль от торговли спиртным стала важнейшей доходной статьей бюджета.

Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич

Противники политики Витте С.Ю. обвиняли его в спаивании населения и "пьяном бюджете". 15 ЯН 1897 Витте С.Ю. начал денежную реформу, введя свободный обмен бумажных денег на золото. Это позволило привлечь в Россию значительные иностранные инвестиции. Важная составная часть экономической политики Витте С.Ю. - поощрение строительства железных дорог. Их протяжённость в годы его руководства министерством финансов возросла почти вдвое: с 29 тыс.вёрст до 54 тыс. Крупнейшим железнодорожным проектом было строительство Транссибирской магистрали, которой предстояло связать европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

Экономическая политика Витте С.Ю. (1890-е гг.)

Экономическая политика Витте С.Ю. (1890-е гг.)

Если в 1870-1880-х государство кредитовало частные фирмы, занимавшиеся строительством железных дорог, то в 1890-х стало прямо финансировать развитие транспорта из бюджета. Железнодорожное строительство не только способствовало оживлению внутренней торговли, но и создавало устойчивый рынок сбыта для продукции угледобычи, металлургии, деревообработки, транспортного машиностроения и ряда др.отраслей промышленности. Т.о., оно использовалось как рычаг для ускорения индустриализации, что типично для стран "второго эшелона" модернизации. Экономическая политика Вышнеградского И.А. и особенно Витте С.Ю. во многом способствовала бурному промышленному росту 1890-х.

Спуск ледокола "Байкал" 17.07.1899. Село Листвиничное

Спуск ледокола "Байкал" 17.07.1899. Село Листвиничное

Однако она требовала большого напряжения ресурсов, роста налогов и государственного долга. Особенно дорого политика ускоренной индустриализации обходилась деревне.

Великая Сибирская магистраль  Государство  Денежная реформа Витте С.Ю.  Деньги   Деятельность  Доход  Железные дороги  Импорт  Инвестиции  Индустриализация  Кредит (заём, ссуда)  Министерство  Монополия  Налоги  Политика  Политика налоговая  Реформа  Россия  Рынок  Рынок труда  Свобода  Товарно-денежные отношения  Торг  Цена равновесная  Частная собственность  Экономика  Экономический рост  Экспорт  Витте С.Ю.  Вышнеградский И.А.  1891  1892  1894  15 ЯН 1897

Тест. Россия в пореформенную эпоху

SM