Термины  Персоналии  Хронология  Календарь
Карты  Таблицы  Документы  Тесты  Литература

ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ        

Глиэр Р.М._

Группа социальная  Действие социальное  Народность  Революция  11 ЯН 1875  1927  1950  23 ИН 1956

58. Культурная политика Советской власти в 1920-1930-х

1. Ликвидация неграмотности. Школа
2. Высшее образование
3. Точные и естественные науки
4. Общественные науки
5. Литература и искусство
6. Театр и кино
7. Изобразительное искусство и архитектура

1. Ликвидация неграмотности. Школа

Советская власть победила в стране со сравнительно низким уровнем культуры населения. К к.XIX в. (данные переписи населения 1897) только 22*3% жителей России умели читать и писать. Этот показатель несколько увеличился к 1917, но всё же основная масса населения оставалась неграмотной. М.тем Советская власть была заинтересована в распространении своих идей и взглядов, в т.ч. через печать.

В 1919 В. И. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. Обучение было объявлено обязательным для всего неграмотного взрослого населения. Были изданы новые буквари и пособия, проникнутые революционными идеями, созданы особые школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане привлекались к работе по обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. За годы Гражданской войны было обучено грамоте 7 млн.человек. В 1920 из каждой тыс.жителей России грамотными были 319 человек.

Принципиально изменилась организация школы. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились совместно. Работой школы начали руководить ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Следствием этого стала растущая идеологизация образования.

Во время Гражданской войны и в первые годы нэпа школьное образование находилось в крайне тяжёлом положении, испытывая крайний дефицит учебных пособий, тетрадей, даже
карандашей.

Многие школы были закрыты. Подростки вынуждены были работать, у них совсем не хватало времени на учебу. Поэтому школу второй ступени посещали лишь 7% потенциальных учащихся.

Заработная плата учителей. 1925-1928. В сравнении

Заработная плата учителей. 1925-1928. В сравнении

В 1923 было образовано общество "Долой неграмотность!", увеличена численность школ. К 1927 начальную школу посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, в т.ч. в городах до 76%.

В 30-х неграмотность была в основном преодолена. К 1939 свыше 90% мужчин и 72% женщин умели читать и писать. Накануне войны был осуществлен переход к всеобщему начальному образованию, а в городах - к семилетнему.

Собственную письменность получили многие народы Севера и Сибири, прежде вообще не знавшие письменной культуры.

В советскую школу постепенно возвращались многие педагогические традиции, отброшенные революционной эпохой. В 1932 специальное постановление ЦК ВКП(б) потребовало вернуться к уроку как основной форме учебных занятий, отказавшись от широко распространившегося "бригадно-лабораторного" метода.

Изменилось и содержание учебных программ по ряду предметов. В 1934 было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК "О преподавании гражданской истории в школах СССР". В школу возвращалось изучение исторических фактов, прежде подменявшихся социологическими схемами и "основами марксизма". Такое решение было связано с идеологическими изменениями, в частности с отказом власти от нигилистического отношения к прошлому России и возвращением к "державному" курсу.

 

Термины:  Идеологизация

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

Тест. Культура СССР в 1920-1930-х

   

SM