История

Красовский Ф.Н._

Академия наук  Государство  Деятельность  Исследование социологическое  Республика  Россия  Советы  Социализм  14 СН 1878  1900  1907  1912  1924  к.1928  1930  1937  29 ЯН 1939  1940  1 ОК 1948

2. Высшее образование

Высшее образование после революции оказалось в особенно сложном положении. Стремясь создать собственную трудовую интеллигенцию и с подозрением относясь к интеллигенции старой, Советская власть увеличила число ВУЗов. В 1920 в России было 244 вуза, в т.ч. 16 университетов (против 91 вуза и 8 университетов в 1913). Число студентов возросло со 125 до 206 тыс.

Рабочий факультет без отрыва от производства. Москва. 1931

Рабочий факультет без отрыва от производства. Москва. 1931

В годы нэпа число вузов вновь сократилось до 145, а количество студентов - до 167 тыс., но и теперь система высшего образования оставалась обширнее дореволюционной. Однако качественный состав студенчества заметно ухудшился, т.к. приём в вузах вёлся теперь на основе социального происхождения. Дети рабочих и крестьян принимались без экзаменов, невзирая на знания и имеющееся образование. Выходцы же из буржуазии, интеллигенции, служащих могли поступить в вуз, только если имели несколько лет рабочего стажа. Обучение в вузах совсем неподготовленных людей оказалось невозможным, поэтому со 2 ФВ 1919 начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которые за три года овладевали курсом четырёх-шести старших классов школы.

Рабфак. Урок физиогеографии

Рабфак. Урок физиогеографии

Именно рабфаки, на которых в 1920 обучались 18 тыс.человек, а в 1925 - 57 тыс., позволили изменить социальный состав студенчества. Ограничения для абитуриентов, связанные с социальным происхождением, были отменены только в 1936. Для подготовки работников партаппарата и пропагандистов были созданы т.н. комвузы и совпартшколы. Самым известным среди комвузов был открытый в 1919 в Москве Коммунистический Университет им.Свердлова Я.М. В 1921 начал работу Институт красной профессуры (ИКП), готовивший специалистов в области общественных дисциплин.

Высшие, средние технические и средние специальные учебные заведения

Высшие, средние технические и средние специальные учебные заведения

Высшие, средние технические и средние специальные учебные заведения

Занятие в институте

Занятие в институте

Переход к индустриализации потребовал создания в 1927 Промышленной академии, где готовили руководителей 1927. До этого подавляющее большинство т.н. красных директоров, вышедших из рабочих, имели только начальное образование или не имели его совсем. В 1930-х развитие системы высшего образования продолжилось. К к.1930-х в СССР было 23 университета. Лидером среди отечественных вузов оставался МГУ. В области подготовки специалистов-гуманитариев ведущая роль принадлежала Московскому и Ленинградскому институтам истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ). Важное значение имело открытие вузов в национальных республиках, ранее не знавших высшего образования, в т.ч. в Азербайджане и Средней Азии.

Рабфаковцы за партами

Рабфаковцы за партами

Неоценимую роль в подготовке национальной интеллигенции, в первую очередь учителей, для народов, ещё несколько лет назад не имевших письменности, сыграл созданный в Ленинграде Институт народов Севера.

Академия  Буржуазия  Власть государственная  Государство  Гуманность  Индустриализация  Интеллигенция  История  Коммунизм  Красная гвардия  Крестьяне  Лидерство  Московский университет  Народность  Нация  Новая экономическая политика (НЭП)  Образование  Общество  Партия  Предпринимательство  Пропаганда  Политика  Рабфак (рабочий факультет)  Революция  Республика  Роль социальная  Россия  Собственность  Советы  Социализм  Социальная революция  Труд  Университет  Философия  Цена равновесная  Человек  Экономика  Свердлов Я.М.

1913  2 ФВ 1919  1919  1920  1920  1921  1925  1927  1936

SM