История

Рейзен М.О._

Большой театр  Георгиевский крест  Интерес социальный  Комбинат  Ленинские премии  Народность  Партия  Республика  Санкт-Петербург  Советы  Социализм  Годунов Б.Ф.  Джугашвили И.В.  Ульянов В.И.  Чайковский П.И.  Шаляпин Ф.И.  15 ФВ 1895  21 ИН 1895  1925  1930  1936  1937  1941  1944  1949  1951  1954  1965  1970  29 НЯ 1992

5. Литература и искусство

Гражданская война нанесла тяжёлый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи, библиотек и частных архивов. Значительная часть художественной интеллигенции, не приняв Советскую власть, эмигрировала из России. В то же время в годы революции и Гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъём, вызванный революционной ломкой старого мира. 

Анна Ахматова

Анна Ахматова

Многие писатели, даже далёкие от революции, сочли возможным сотрудничество с большевиками. С особым энтузиазмом восприняли революцию сторонники "левых", авангардистских литературно-художественных направлений, напр. футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возможность свободного художественного творчества. В годы Гражданской войны "левое" искусство претендовало на статус государственного, откровенно третируя реализм.

Государство в первые послереволюционные годы и в 1920-х постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Всё более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произведения, но и на русскую и зарубежную классику. И всё же до к.1920-х власть следила за тем, что пишут литераторы и художники, но не предписывала им, как писать.

Борис Пастернак

Борис Пастернак

Нарком просвещения Луначарский А. В. говорил: "Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета". Такая позиция позволила 1920-м стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: "Серапионовы братья", Левый фронт искусств (ЛЕФ), "Перевал", Всероссийский союз поэтов и др.

В 1920-х продолжали работать Ахматова А. А., Мандельштам О.Э., Пастернак Б. Л. Достигли расцвета "крестьянские поэты": Есенин С. А., Клычков С. А., Клюев Н. А. Появились и новые замечательные поэтические имена: Багрицкий Э. Г., Тихонов Н. С., Уткин И. П. Вышли из печати новые произведения Горького М.: "Мои университеты" и "Дело Артамоновых". О героизме красногвардейцев в годы Гражданской войны писали Фурманов Д. А. ("Чапаев"), Бабель И.Э. ("Конармия"), Иванов Вс.В. ("Бронепоезд 14-69").

Эдуард Багрицкий

Эдуард Багрицкий

С иных позиций рассматривал Гражданскую войну Булгаков М.А. в романе "Белая гвардия", опубликованном из-за цензуры лишь частично. Булгаков М.А. работал также в жанре социальной фантастики. В 1920-х он издал повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца". Неопубликованной осталась повесть "Собачье сердце". В том же жанре социальной фантастики Замятин Е. И. создал антиутопию "Мы"15 сатирически изображающую сверхтоталитарное общество.

В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлечённых революционными лозунгами, считала необходимым отбросить все прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения

Дмитрий Фурманов

Дмитрий Фурманов

Ленин В.И. отнёсся к пролеткультовским идеям крайне отрицательно, считая попытку обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с критикам Авербахом Л. вели борьбу против так называемых попутчиков, которых они считали мелкобуржуазными литераторами: Толстого А. Н., Платонова А.П., Булгакова М.А., Есенина С.А. и даже Маяковского В.В. К н.1930-х РАПП занял в литературе практически монопольное положение.

В 1932 ЦК ВКП(б) принял постановление перестройке литературно-художественных организаций". Было принято решение об объединении всех писателей в союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным. 

Исаак Бабель

Исаак Бабель

Т.о., РАПП был ликвидирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие "советский писатель". К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту популярности Сталина И.В. Наконец, Сталина И.В., вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль. В 1934 прошёл I Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал Горький А.М., после его смерти Союз возглавил Фадеев А.А. В уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника "правдивого, историко-конкретного изображения действительности в её революционном развитии".

Всеволод Иванов

Всеволод Иванов

Это означало отказ от авангардистских художественных приёмов и форм. Но главное заключалось в ином - теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.

Итоги ликвидации неграмотности в СССР (1920-1930-е гг.)

Итоги ликвидации неграмотности в СССР (1920-1930-е гг.)

В 1930-х советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали "Тихий Дон" Шолохова М.А., "Хождение по мукам" Толстого А. Н. и "Как закалялась сталь" Островского Н. А. Важное место в литературе 1930-х занял производственный роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Таковы произведения Шагинян М.С. "Гидроцентраль", Гладкова Ф.В. "Цемент", Панфёрова Ф.И. "Бруски", Катаева В.П. "Время, вперёд!".

Евгений Замятин

Евгений Замятин

Прославлению коллективизации был посвящен роман Шолохова М.А. "Поднятая целина". Ещё большее внимание, нежели в 1920-х, уделялось исторической тематике. Появились роман Толстого А. Н. "Пётр Первый", произведения Тынянова Ю. Н. "Пушкин", "Восковая персона" и "Малолетней Витушишников". В 1927-1941 был создан выдающийся образец советской сатиры - дилогия Ильфа И. и Петрова Е. "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок". Во второй пол.1930-х в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы, как, напр., Платонов А.П. и Булгаков М.А.

Авангардизм  Аркатура  Архивы исторические  Белая гвардия  Большевизм  Власть  ВКП(б)  Война  Гвардия  Государство  Гражданская война  Гражданство  Группа социальная

Мариэтта Шагинян

Мариэтта Шагинян

Действие социальное  Дело  Идеология  Индустриализация  Интеллигенция  Искусство  История  Классицизм  Коллективизация  Комиссар  Конная армия, первая  Красная гвардия  Крестьяне  Культура  Мелкая буржуазия  Монополия  Общество  Организация социальная  Памятник  Партия  Перестройка  Политическая борьба  Правые и левые  Производство  Производство  Пролетариат  Пролеткульт (пролетарская культура)  Реализм  Революция  Республика  Роль социальная  Россия  Свобода  Собственность  Совет народных комиссаров (СНК)  Советы  Современное общество  Социализм  Труд  Университет  Утопия  Фронт  Футуризм  Цена равновесная  Цензура  Частная собственность  Человек  Эмиграция  Горький А.М.  Есенин С.А.  Ленин В.И.  Луначарский А.В.  Мандельштам О.Э.  Маяковский В.В.  Платонов А. П.  Пушкин А.С.  Сталин И.В.  ФВ 1918  1932  17 АВ 1934

Тест. Культура СССР в 1920-1930-х

SM